Как правило, финансовые сложности в бизнесе не возникают из ниоткуда. Ситуация планомерно идет к своему краху. Почему же тогда вокруг столько разорений и банкротств? Все просто: собственники и руководство не замечают очевидных тревожных звоночков, которые со временем становятся все громче, но все равно остаются без внимания. Для того, чтобы вы вовремя заметили надвигающиеся неприятности, мы расскажем вам об основных признаках проблем с бизнесом.
Наличие кассовых разрывов
Казалось бы, это простой и четкий показатель того, что у вас проблемы: компания не имеет средств на текущие расходы. Здесь важно уточнение, что именно на текущие. О развитии и расширении речь не идет. Поэтому волноваться стоит, когда вы не имеете возможности оплатить:
- аренду
- заработную плату
- стандартный объем товаров
- материалы
- коммунальные услуги
- налоги
Обычно эти платежи присутствуют ежемесячно. И, если раньше на них хватало, а сейчас нет, это повод задуматься.
Однако, здесь не все так просто. Есть компании, которые получают авансовые платежи. Например, в строительной сфере. И они вполне могут не заметить, что денег стало не хватать. Поэтому следует внимательно относится к отчету о прибылях и убытках. Иначе ваш бизнес становится подобием финансовой пирамиды, когда старые обязательства выполняются за счет новых клиентов. Как только поток новичков иссякнет, все схлопнется.
Долги есть, а денег нет
Еще одним признаком проблем является очевидный рост задолженности. Вы с ужасом обнаруживаете, что задолжали поставщикам, сотрудникам, арендодателям. Это крайне неприятное ощущение, которое усиливается тем, что денег нет. И вы начинаете понимать, что и в ближайшее время они не появятся.
Начинает казаться, что оптимальным решением станет кредит. Компания обращается в банк, а так как репутация еще не совсем испорчена, то займ чаще всего получить удается. И вот, теперь вы становитесь должником не только вышеперечисленных субъектов, но еще и банка.
Такие звоночки не заметить сложно, в первую очередь потому, что они реальные. С требованием вернуть долг звонят контрагенты, юристы, налоговая, вам шлют письма и претензии, в финале даже блокируют счета.
Самое малое, что вы можете сделать, это внести все долги в таблицу, чтобы понимать масштабы и не забыть того, кому задолжали. А потом уже планомерно разбираться, откуда это все взялось.
Товар есть, продаж нет
Когда компания испытывает трудности, это выражается не только в виде проблем с приставами и отсутствием товара. Бывает и наоборот. Склад полный, а продать нечего. Так случается, когда вы, не задумываясь, приобрели много неликвидного товара и заморозили в нем средства. Нужна новая партия, а денег нет.
Для того, чтобы не попадать в такую ситуацию, необходимо следить за оборачиваемостью товара ( и бить тревогу когда она растет), а также закупать с умом. Так как наличие целого склада спиннеров или одежды из прошлогодней коллекции вас не спасет.
Продажи есть, но счет пустой
Такое случается, когда компания имеет большую дебиторскую задолженность. Вы продали товар с отсрочкой. Обычно так происходит, когда ведется работа с крупными контрагентами. Они берут много и платят серьезные суммы, но с отсрочкой. Вот и получается, что и товар вы продали, а деньги еще не пришли. И вот уже подходит срок уплаты аренды или заработной платы, но средств нет.
В этом случае выстройте работу с дебиторской задолженностью. Ведите учет и вовремя напоминайте об оплате. Грамотно подойти к процессу можно, если ответить на следующие вопросы:
- на какой срок мы в состоянии дать отсрочку
- что делать, если клиент не заплатит через месяц
- что делать, если клиент не заплатить через два месяца
- когда подать в суд
- работать ли с теми, кто постоянно нарушает условия
Сформировав правила работы с дебиторкой, вы сможете избежать кассовых разрывов, которые возникают по вине должника.
Неправильный подсчет выручки
Есть два способа, которые помогают посчитать выручку:
- по деньгам, которые находятся в кассе
- после выполнения обязательств (подписан акт приемки)
Оптимально выбрать второй вариант, так как таким образом, у вас не получится завысить объем выручки, что всегда раскованно, приплюсовав к ней авансы и прочие поступления.
Отсутствие учета амортизации
Даже если у вас сейчас все хорошо, но амортизацию вы не считаете, то вопрос времени, когда станет плохо. Но станет обязательно.
Если вы не считаете амортизацию, то вы искажаете прибыль. Точно так же происходит, если вы, купив оборудование, в этот же месяц списываете расходы, вместо того, чтобы “размазать” их на срок службы.
Учет амортизации дает не только корректные данные, но и позволяет иметь средства на ремонт и замену вышедших из строя основных средств. Самый оптимальный вариант - перевод денег на амортизацию на отдельный счет.
Снижается прибыль на сотрудника
Простой показатель, который выражается делением прибыли на количество сотрудников, четко дает понять, как и куда идут дела. Он хорошо работает, когда принимается решение о расширении штата: его снижение показывает падение эффективности работы.
Стоит помнить, что, если падение происходит в моменте найма, это нормально. Но, если через пару месяцев ситуация не выравнивается, это плохо.
Принимая во внимание эти несложные показатели, вы проанализируете свой бизнес и сможете вовремя найти проблемы и предотвратить их развитие.