Знаете ли вы, что в Москве, у Бульварного кольца, есть Путинки и Путинковские переулки? Что это за места? И как появилось такое название?
Скажу наперед: версия, которая лежит на поверхности, неверна. Имя урочища вряд ли восходит напрямую к слову «путь».
Путинки в наши дни
Странное название звучит в имени церкви Рождества Богородицы в Путинках. Белокаменная красота сверкает в начале Малой Дмитровки (№4), в нескольких десятках метров от Пушкинской площади.
Церковь была построена в 1652 году и стала чуть ли не последним шатровым храмом в Москве. Уже в 1653 году патриарх Никон запретил строить такие церкви.
В 40 метрах к юго-востоку от храма проходит Большой Путинковский переулок, который связывает Пушкинскую площадь с внешним проездом Страстного бульвара. Фактически это часть Бульварного кольца. И «переулком» здесь не пахнет. Можно сказать, это запруженная машинами, шумная, хотя и недлинная улица.
От Большого Путинковского переулка к внутреннему проезду Страстного бульвара, на юго-восток, идет еще и Малый Путинковский переулок. Это узенький проезд длиной до 90 метров между двумя домами, на практике – просто перегороженный забором дворик со шлагбаумом.
Как появились Путинки? Популярные версии
Это в двух шагах от Тверской. Она уже в XVII веке имела большое значение: по этой улице в Москву въезжали посольства. У Страстного монастыря был въезд в городской центр – Белый город. Перед тем, как попасть в центр Москвы, послы останавливались в Путевом посольском дворе. Отсюда и название урочища. Это версия №1.
Версия №2: от Тверских ворот Белого города шла не одна, а сразу две дороги: одна на Тверь (Тверская), другая на Дмитров (Малая Дмитровка). То есть в этом месте расходятся два пути. Название урочища возводят к диалектному слову путинка – «путь, дорога».
Есть и совсем несерьезные версии, писать о которых неловко: якобы у Тверских ворот была запутанная сеть переулков, которую назвали «паутинками», и «паутинки» как-то незаметно превратились в «путинки». По-моему, в русском языке переход «ау» в «у» – фантастика, трудно себе представить, что кто-то начнет называть пауков «пуками», а шаурму – «шурмой».
В чем же проблема двух основных версий?
Критика
Вопрос – в отсутствии конкретных данных. Об этом писал Я. З. Рачинский – автор лучшей на данный момент работы по московским улицам и их названиям.
В реально существующих документах Посольский двор никогда не называется «Путевым» посольским двором. «Путевой» – это просто домысел, легенда. Итак, гипотеза №1 повисает в воздухе.
Гипотеза №2 имеет похожую проблему – в источниках не засвидетельствовано диалектное слово «путинка». Это тоже домысел.
А как было?
Историк XIX века Иван Снегирев приводит цитату из документа Казенного патриаршего приказа за 1641 год: знакомая нам церковь названа так:
«на старом Посольском дворе в Путинках».
Нас не должно смущать, что нынешнюю церковь воздвигли к 1652 году: до этого храм был деревянным.
Следующие документы появляются в начале XVIII века. С 1715 года упоминается «улица Путинка», «Путимка» или «Путинковская улица». По-видимому, так назывался проезд, который проходил вдоль внешней стороны Белого города (в том месте, где почти через сто лет появится Сенная площадь и Страстной бульвар). В 1776 году засвидетельствованы уже две Путинки – Большая и Малая. В тот момент они по-прежнему назывались улицами, а не переулками.
Откуда же произошло название?
Этимология не до конца ясна. Но скорее всего, топоним «Путинки» восходят к прозвищу или фамилии домовладельца (как и у большинства небольших улиц). В документах XVII периодически встречаются персонажи с похожими именами: Путинка Осипов, Микита Путиков и т. п.
Что интересного есть в Путинковских переулках?
К Большому Путинковскому переулку приписан только один дом (под №5), но это памятник архитектуры. Речь идет о здании с большими окнами, в стиле «рационального» модерна, которое в 1909 году выстроил Шехтель для типографии умеренно либеральной газеты «Утро России» (орган партии прогрессистов). См. фотографию выше. «Утро России» издавал Павел Рябушинский.
На стене есть раритетный барельеф: бритоголовый рабочий, вручную вращающий колесо, и надпись:
Такое страшноватое изображение – остаток ленинской монументальной пропаганды эпохи военного коммунизма.
Дом, несмотря на потрясения, оставался типографией, пока в 1990-х, в духе времени, не превратился в казино, а в 2000-х (опять-таки в духе времени) – в бизнес-центр.
Еще не так давно к тому же переулку относился и надстроенный доходный дом №7. Но сейчас он числится по Страстному бульвару. После войны в этом доме жил советский дипломат Андрей Громыко, который будет министром иностранных дел СССР в течение 28 лет.
Единственный дом по Малому Путинковскому переулку (1/2) – это монастырская гостиница: последнее здание, оставшееся от разрушенного в 1930-х Страстного монастыря.
С другой стороны Малого Путинковского – торцевой дом Страстного бульвара (№5), в котором в 1905-17 годах жил великий русский композитор Сергей Рахманинов.
Прекрасную церковь я уже показал. Посмотрим на ее купола еще раз:
Читайте также:
Чтобы не пропустить любопытных статей, подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
#история #история москвы #улицы москвы #интересные факты #москва #достопримечательности #этимология