Модель Остервальдера позволяет наглядно расписать все трудности и риски, ресурсы и возможности бизнеса, как действующего, так и на стадии открытия.
В статье подробно разберем каждый из блоков, которые входят в эту популярную бизнес-модель, расскажем, как ее правильно составить.
Бизнес-модель Остервальдера: что это такое
Бизнес-модель – это метод ведения бизнеса, схема, которая помогает увидеть ресурсы, оценить факторы успеха и понять, есть ли перспективы у бизнеса. Бизнес-модель разъясняет, каким способом компания будет создавать ценность для потребителей и как она будет зарабатывать деньги.
Одним из популярных инструментов бизнес-моделирования на сегодняшний день является бизнес-модель Александра Остервальдера. Ее разработали швейцарский консультант и бизнес-теоретик Александр Остервальдер и его коллега Ив Пинье. Подробное описание модели они дали в книге «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора» (Alexander Osterwalder & Yves Pigneur: «The Business Model Generation»).
Другие названия бизнес-модели Остервальдера – шаблон, макет или канва (Business Model Canvas). Она состоит из 9 блоков, которые описывают основные бизнес-процессы компании. Модель Остервальдера дает общее представление о бизнесе: что производит или продает компания, кто ее клиенты и партнеры, каковы ее расходы и источники прибыли и т.д. Она объединяет все аспекты деятельности компании в одну простую схему.
В чем ценность для бизнеса модели Остервальдера
Модель Остервальдера пользуется популярностью из-за своей простоты. В ней нет таблиц и расчетов, схем и графиков, как в классическом многостраничном бизнес-плане. Она позволяет наглядно, на одном листе, отразить все основные бизнес-процессы и увидеть связи между ними. Модель Остервальдера-Пинье можно составить быстро, по готовому шаблону – для этого не требуется специальных знаний по стратегическому планированию. Это универсальная методика, которая подходит любому бизнесу, для любой сферы деятельности.
Бизнес-модель Остервальдера не дает точный прогноз успешности и детальную оценку процессов. Она позволяет увидеть общую картину бизнеса. На основе отдельных блоков данной модели затем разрабатывают и осуществляют подробные планы с конкретными числовыми показателями. Например, блоки, которые посвящены работе с клиентами, впоследствии станут основой для плана продаж; блоки, которые касаются затрат и ресурсов, – основой финансового плана.
О том, как составить бизнес-модель Остервальдера читайте на сайте «Генеральный Директор». Вы сможете скачать пустой шаблон и заполненный пример.