Президент США Джо Байден созвал виртуальный «Саммит за демократию», провести который обещал в пылу предвыборной борьбы, обвиняя Дональда Трампа в подрыве отношений США с союзниками и потворстве авторитарным тенденциям. Обещания Байден раздавал американцам, а саммит проводит для всего мира. Потому что хочет продемонстрировать и американцам, и всем остальным, кто в мире хозяин. Получается не очень: скорее, желаемое за действительное. Потому что когда в августе созывали саммит, никто и не предполагал, как позорно будут американские военные бежать из Афганистана, в котором 20 лет строили демократию. Получилось не очень. Но зато, считают они, хорошо получилось в Ираке, ведь его руководство на саммит пригласили. Почему тогда люди массово бегут из этой благословенной демократической страны? Может быть, что-то не в порядке с критериями демократии, как ее понимают в Вашингтоне?
А демократы кто?
Заявление Белого дома по поводу организации саммита напоминает победную реляцию: «За первые шесть месяцев своего пребывания в должности Президент Байден придал новый импульс демократии в США, обеспечив вакцинацию 70% населения страны, добившись принятия Американского плана спасения и выдвинув двухпартийный законопроект об инвестировании в нашу инфраструктуру и конкурентоспособность. И он восстановил альянсы с нашими демократическими партнёрами и союзниками, объединив мир для противостояния нарушениям прав человека, преодоления климатического кризиса и борьбы с глобальной пандемией». Но это Белый дом, ему положено излучать оптимизм в отношении своего президента в любом, даже самом печальном для демократии, случае. Но эксперты (не политики, а именно эксперты) в самих США задаются вопросом: а насколько мы подходим для того, чтобы учить других демократии? И, даже не вспоминая про Ирак и Афганистан, почти в один голос соглашаются: не очень.
К тому же не слишком понятно, для чего все это затеяно. Саммит должен принести реальные результаты или собирается для того, чтобы поговорить и проверить союзников на лояльность? Если ждут результатов, то каких именно? А если просто поговорить, то спасибо пандемии за то, что саммит будет виртуальным и налогоплательщикам не придется раскошеливаться на дорогих во всех смыслах гостей.
Если вы хотите продать другим товар, то должны показать, что он лучше, чем у конкурентов. В случае с демократией – а идея либеральной демократии в наше время такой же товар, как и все остальные идеи – это демонстрация того, что в странах, которые называют себя демократическими, население процветает и живет полноценной жизнью в безопасности, а его права и свободы не только гарантируются Конституцией, но и соблюдаются. У США с этим проблемы: несколько лет назад Economist Intelligence Unit, исследовательское аналитическое подразделение влиятельного журнала Economist, в своем Всемирном индексе демократии назвало США «ущербной демократией», а по итогам 2020 года констатировало: почти у 70% стран, включенных в индекс, ситуация с демократией ухудшилась.
Нынешний саммит, говорят эксперты, подтверждает две очевидные проблемы внешней политики США: 1) неспособность четко формулировать приоритеты и придерживаться их, 2) склонность провозглашать высокие цели, а потом терпеть неудачу в их достижении.
Много званых
Самой большой интригой саммита был вопрос об участниках – кого пригласят и каковы критерии демократичности? Оказалось, что главный критерий – не демократия, как можно было бы ожидать, а лояльность Вашингтону. Чтобы не быть голословной: Freedom House (международная неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне) из 210 стран и территорий демократическими считает 83, а на саммит пригласили 108. И причем здесь демократия?
Например, Венгрию, входящую в ЕС, не пригласили, зато Польша будет участвовать. Потому что Польша преданна Вашингтону, и это куда важнее, чем преданность демократии. «Саммит за демократию» нацелен на то, чтобы разделить людей, страны на демократические и недемократические. Думаю, это объясняется тем, что американцы хотят максимально обеспечить себе массовку, показать массовость своего движения, во главе которого стоит Вашингтон, – говорит министр иностранных дел России (ее, понятно, не пригласили) Сергей Лавров и добавляет: – Некоторые наши партнеры шепчут нам на ухо, что им сказали готовиться, якобы скоро придет приглашение. На вопрос, что они будут там делать, отвечают, что они выступят онлайн, а потом будет распространено итоговое заявление. Можно ли его посмотреть? Отвечают, что покажут потом. Это суверен и все его вассалы». Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков назвал саммит «попыткой провести новые разделительные линии». Штефан Майстер из Германского общества внешней политики с ним не согласен: «Я не думаю, что саммит создаст новые разделительные линии, он подтвердит существующие. США не готовы брать на себя роль лидера и уходят из некоторых регионов, это касается не только Ближнего Востока, но и постсоветских стран. Мы все больше слышим риторику, мол, темой России и странами «Восточного партнерства» должен заниматься ЕС». Штефан Майстер полагает, что тем самым США фактически отказываются от роли лидера в регионе, хотя внешне все еще пытаются им выглядеть. Кстати, из бывшего СССР на саммит пригласили страны Балтии, Армению, Грузию, Молдову и Украину.
Входящую в НАТО Турцию не пригласили, зато участвует Конго, обозначенная в рейтинге Freedom House как «несвободная» и ставшая для всего мира примером недееспособного государства, и Тонга (Полинезия) – страна с жесткой монархической системой.
Болезни демократии
«Виртуальный саммит, – говорится в заявлении Белого дома, – активизирует обязательства и инициативы по трём основным темам: защита от авторитаризма, борьба с коррупцией и содействие уважению прав человека».
Международная коалиция по обновлению демократии накануне саммита выступила с заявлением: «Мы призываем демократии по обе стороны Атлантики и во всем мире навести порядок в собственном доме и с новой энергией противостоять своим внутренним антидемократическим силам». Но противостоять внутренним демонам всегда сложнее, чем бороться с внешними врагами.
Проблема многих стран, называющих себя демократическими, в том, что они отошли от главного принципа демократии: в большинстве случаев это не «власть народа», но власть элит. Посмотрите на тех, кто преданно заглядывает Джо Байдену в глаза: в основном это белые мужчины с хорошим образованием и высоким доходом. Политические аналитики Мартин Гиленс и Бенджамин Пейдж в 2014 году провели исследование и пришли к выводу, что только 10% людей, причем богатейших, могут как-то влиять на политику. Остальным 90% демократия достается – или чаще не достается – «по стечению обстоятельств»: они получают то, что хотят, только тогда, когда их желания совпадают с намерениями тех самых 10%. Примеры? Представители рабочего класса передовых индустриальных обществ практически не представлены в парламентах, чернокожих американцев по-прежнему немного в законодательных органах. А потом они голосуют за Дональда Трампа, Брексит и надевают желтые жилеты со светоотражающими полосами – чтобы их заметили, в самом прямом смысле.
На днях в Китае опубликовали доклад «Ситуация с демократией в США», а официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь привел такие цифры: 81% американцев заявили, что в Соединенных Штатах существует реальная угроза будущему демократии, а 45% полагают, что демократия в их стране не функционирует должным образом. Так, может быть, стоит прислушаться к призыву навести порядок в собственном доме? Но вместо этого Вашингтон даст участникам саммита год на наведение демократического порядка: «После года консультаций, координации и реальных действий Президент Байден затем пригласит мировых лидеров вновь собраться, чтобы продемонстрировать прогресс, достигнутый в выполнении их обязательств», – заявляет Белый дом. Мировое соревнование по демократизации началось.
Опубликовано в газете «СБ. Бедарусь сегодня» (www.sb.by)