Эффективный и сплоченный коллектив возникает не сразу — этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств. На группу влияет множество факторов: стиль руководства, экономической обстановка, социально-психологический климат, мотивации ее участников и много другое. Многие организации и учреждения в процессе развития и формирования коллектива поддерживают специалисты-психологи, которым, в свою очередь необходимы надежные и удобные инструменты для работы с группой и ее диагностики.
Методика «Вектор», разработанная психологом Валерием Григорьевичем Мельниковым, представляет собой эффективный инструмент, направленный на многоаспектную работу с группой.
Методика позволяет решать следующие задачи:
· диагностика уровня развития отношений в различных группах и коллективах, состоящих из военнослужащих, рабочих, студентов, подростков и т.д., а также лиц, находящихся в местах лишения свободы;
· выявление источников и причин возникающих в группах негативных явлений, таких, как насилие, жестокость, издевательство, обман, вымогательство, хищения и т.д.;
· предотвращение негативного влияния групп асоциальной направленности на личность членов групп, предупреждение разрушения личности взрослого человека и превращения его в «послушного ребенка» через групповое давление «своих»;
· профилактика и коррекция группового делинквентного поведения, преступлений и происшествий, связанных с нарушением взаимоотношений;
· оптимизация групповых норм и ценностей, улучшение морально-психологического климата в группах, гуманизация межличностных отношений;
· исключение ошибок при выдвижении кандидатов на руководящие должности, повышение роли, авторитета и ответственности руководителей;
· обучение руководителей психологическим основам понимания структуры и развития групп, методам воспитательной работы.
Методика является инструментом побуждения людей к позитивной социальной активности, конструктивным межличностным отношениям, влияет на процессы индивидуального и группового сознания, оказывает воздействие на все основные сферы жизнедеятельности организации. Методика прошла многолетнюю апробацию в Вооруженных силах РФ, результаты психологической работы при помощи методики обобщены в книге автора «Динамическая модель группы», отмеченной премией министра обороны Российской Федерации.
Методика «Вектор» может быть использована в практике работы:
· руководителей (особенно в военной сфере)
· психологов
· тренеров-консультантов
· педагогов
Автор методики:
Мельников Валерий Григорьевич, - руководитель регионального центра психологической работы Пушкинского института радиоэлектроники космических войск, автор концепции «динамическая модель группы», консультант по организационному развитию, автор монографии «Динамическая модель группы: теория и практика развития группы, организации», отмеченной премией министра обороны РФ.
Диагностическая часть методики представляет собой модифицированный вариант метода экспертных оценок, допускается тестирование групп общей численностью до 20 человек. Диагностика осуществляется по различным параметрам посредством парных сравнений, с последующей компьютерной статистической обработкой и многомерным представлением полученных результатов. Проведение тестирования возможно в бланковой и компьютерной форме. Задание состоит из двух последовательно выполняемых частей:
· Первая часть предполагает попарные сравнения членов группы по двум параметрам – способностям и моральным качествам, выполняемые с помощью двух таблиц. Принцип работы соответствует заполнению турнирной таблицы в спорте.
· Вторая часть представляет собой письменные ответы на вопрос, что по мнению испытуемого мешает развитию группы с различных сторон: рядовых членов группы, непосредственных начальников и вышестоящего руководства.
Затем осуществляется количественная обработка результатов: в каждом бланке подсчитывается сумма баллов по каждой строке. После подсчета полученные суммы вводятся в компьютерную программу, которая производит следующие операции:
· Ранжирование членов группы по оценкам способностей и моральных качеств, то есть тем суммарным оценкам, которые получили члены группы от участников обследования.
· Графическое отображение номеров членов группы в двухмерном пространстве, образованном осями координат «Способности» и «Моральные качества».
· Отображение взгляда каждого участника обследования на группу.
· Отображение общего взгляда всех участников обследования на группу.
· Отображение взгляда «экспертов» на группу, то есть построение структуры группы с учетом мнения только тех участников, которые выбраны как эксперты.
· Отображение общего взгляда всех участников обследования на каждого члена группы.
· Отображение взгляда экспертов на каждого члена группы.
Методическое руководство содержит теоретические основы динамической модели группы, подробное описание всех этапов процедуры тестирования, обработки и интерпретации результатов, примеры графиков структуры группы. Кроме диагностической части, методика включает эффективную технологию управления формированием группы на основе процесса изменения ее динамической структуры.
Подробнее о методике «Вектор» от Компании «Иматон»