Найти тему
WEEEK

Как установить личные границы на работе

Оглавление

Личные границы помогают защитить свою зону комфорта от других людей и показать им, какое отношение к себе ты приемлешь, а какое — нет. Разбираемся, нужны ли личные границы на работе и как их обозначить перед коллективом.

Зачем устанавливать личные границы

Без личных границ жизнь и работа превращаются в сущий ад — люди вторгаются в твоё пространство, грубят, пристают с неудобными вопросами, хотят чтобы ты жертвовал своим личным временем и так далее. Делают они это всё, потому что не знают, что с тобой так нельзя. Установишь их, и коллектив будет с уважением относиться к тебе и твоему личному времени.

В то же время, личные границы обозначают зону, которую ты контролируешь, за которую отвечаешь. А понимание зоны своей ответственности — одна из фундаментальных вещей для комфортной и продуктивной работы.

Почему мы боимся обозначать личные границы

Во-первых, в нашем обществе не принято отстаивать свои границы и уважать чужие. Именно с этим связан такой высокий уровень агрессии и хамства.

Во-вторых, кажется, что на работе устанавливать личные границы попросту опасно. Не дай бог начальник посчитает тебя неудобным — это и карьерному росту повредит, и на премию повлияет, и вообще неизвестно к чему ещё приведёт. Поэтому мы слишком часто закрываем глаза на все эти нарушения личных границы. А это в итоге истощает наши ресурсы.

Как понять, что мои границы нарушены

Я собрала несколько утверждений, которые помогут понять, как сильно нарушены твои личные границы и нарушены ли вообще. Отмечай тезисы, которые отражают твою рабочую реальность:

Я часто перерабатываю, работаю в выходные. Мне делегируют задачи, которые не входят в мою зону ответственности. Мне некомфортно общаться с коллегами. Они задают неудобные вопросы, лезут в личную жизнь. Надо мной подшучивают коллеги, и мне это не нравится. Прилетают задачи в отпуске или в нерабочее время. Меня излишне контролирует начальство. Я чувствую сексуальный интерес со стороны кого-то из коллектива. До меня домогались.

Чем больше утверждений набралось, тем сильнее границы нарушены. Но даже если ты отметил про себя всего один тезис, это уже повод задуматься и установить-таки личные границы. Иначе вторжения в личное пространство, непрофессиональный интерес со стороны коллег, переработки и нервозность приведут к выгоранию. Ты рискуешь возненавидеть работу и коллектив, если не покажешь, какое отношение к себе приемлешь, а какое нет.

-2

Как установить личные границы

Вот несколько советов, которые помогут грамотно выстроить личные границы и создать вокруг себя на работе комфортную атмосферу.

Проанализируй, где твои личные границы

Большинство даже не задумывается о личных границах. Поэтому сначала нужно понять, где начинаются твои личные границы и что для тебя ОК, а что не ОК. Прислушайся к себе и составь список вещей, связанных с личностью, с которыми ты не хочешь сталкиваться на работе. Обсуждение личной жизни (причём не обязательно твоей — когда кто-то на весь офис рассказывает про свои сексуальные похождения, это тоже нарушение личных границ), прикосновения, переработки и пр. — запиши всё, чтобы позже обозначить это коллегам.

Поддерживай уважительные отношения

Не влезай в споры коллег, чтобы потом не оказаться виноватым, и не обсуждай никого за спиной, чтобы не портить отношения и не провоцировать конфликты. Относись ко всем с уважением, если ждёшь того же от коллектива.

Обсуждай то, что готов

Если коллеги задают неудобные вопросы — не игнорируй это. Если обсуждение каких-то тем на работе для тебя недопустимо, сразу скажи об этом коллегам.

Учись говорить «нет»

Мы соглашаемся на переработки или берёмся за задачи вне нашей зоны ответственности, жертвуя личным временем, чтобы показаться трудолюбивыми и создать репутацию незаменимого члена команды. Но проблема в том, что самопожертвование не повысит твою ценность — коллеги просто будут пользоваться этим и завалят задачами. Чтобы обозначить границы, заставить коллег уважать твоё время, начни говорить «нет».

-3

Соблюдай work-life баланс

Если коллеги заваливают сообщениями в мессенджерах в нерабочее время, и тебя это не устраивает, напомни, что для работы есть рабочее время, а личным ты жертвовать не планируешь. Конечно, есть такая штука, как производственная необходимость, и ради суперсрочных задач приходится жертвовать личным временем, но, установив личные границы, ты хотя бы сведёшь такие ситуации к минимуму.

Никакой работы в отпуске

Есть простое правило: в отпуске — отдыхай. Не сиди с ноутбуком на пляже, если в офисе коллеги не справляются. Это ухудшит качество отдыха — организм не успеет восстановиться, как снова попадаёт на работу и начнёт копить стресс вдобавок к тому, от которого не успел избавиться.

Заранее предупреди коллег, что уходишь в отпуск, распредели между ними свои задачи и объясни, что делать и как.

Транслируй свою позицию

Если чувствуешь, что твои границы нарушили, не игнорируй это, а обсуди вопрос с «нарушителем». Сделаешь вид, что тебя это не задело — ситуация только усугубится.

Не впадай в крайность, требуя уважительного отношения или извинений — скандалом мало чего добьёшься. Спокойно выскажи оппоненту свою позицию — что тебе не нравится или что ты не согласен с его действиями. Аргументируй свою позицию и будь непреклонен, если хочешь защитить свои личные границы.

Личные границы помогают обозначить безопасное пространство и показывают, какое отношение к себе ты приемлешь, а какое нет. Если границы не обозначить, коллеги и начальство будут в это пространство бесцеремонно вторгаться — заваливать задачами, отпускать неуместные шутки и т. д. Чтобы этого избежать, проанализируй, что доставляет дискомфорт (вспомни ситуации, в которых испытывал негативные эмоции из-за коллектива), а затем проведи черту — открыто высказывай свою позицию другим.

Впервые опубликовано в блоге WEEEK