Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Почему зулусы считали британских солдат львами, а не людьми

Практически все, что пишут о зулуских воинах является правдой. Реформы, которые провел Чака (1787—1828), основатель племенного союза зулусов, превратил их в грозную боевую машину. Жесткая дисциплина, помноженная на природные боевые качества, плюс постоянные военные упражнения и учебные маневры, таков был секрет успешного существования Империи зулусов.

Но, как бы не были хороши зулуские воины, они в первую очередь являлись туземным ополчением. Пусть самым лучшим во всей Южной Африке, но все же ополчением, которому в конце 1870-х годов пришлось столкнуться с регулярной британской армией. Сухопутные войска Великобритании были относительно немногочисленны, но прекрасно вымуштрованы, знали и умели выполнять все приемы с огнестрельным и холодным оружием.

Когда в битве при Изандлване 22 января 1879 года, которую можно назвать африканским Литтл-Биг-Хорном, дошло дело до штыков, то британская пехота продемонстрировала зулуским воинам с их копьями-ассегаями, что европейский солдат не уступает дикарю в умении пользоваться холодным оружием. Воин по имени Мехелоказулу каСихайо из ибуту (Ibutho зулус. - полк, отряд) иНгобамахоси (зулус. короли, состоял из молодых, неженатых воинов) вспоминал:

Некоторые зулусы бросали в них ассегаи, другие стреляли, но близко никто не подходил - они опасались штыков, ибо любой человек, который отважился подойти к солдату, чтобы нанести удар, получал укол в горло или живот и сразу падал. Иногда, когда солдат выходил из строя и вступал в бой с зулусом… другой зулус убивал его сзади.
Один высокий мужчина вышел из фургона и храбро защищался, продержавшись некоторое время, когда мы думали, что все белые люди изгнаны из лагеря. Он стрелял вокруг себя и так быстро, что отгонял зулусов то в одну сторону, то в другую. Сначала многие зулусы обходили его стороной, но в конце концов он привлек наше внимание тем, как мужественно сражался, и тем, что убил стольких наших людей. Наконец его застрелили. Все, кто пытался его заколоть, были сразу сбиты с ног или заколоты штыком. Он очень долго держался на ногах.

Общий посыл, который сквозит в воспоминаниях зулусов о битве Изандлване, можно описать словами другого анонимного участника битвы:

Их было трудно убить, ни один не пытался убежать.

Т.е. пока британские пехотинцы держали строй, они были практически неуязвимы против наскоков зулуских воинов и тем самым заслужили славу храбрых бойцов, способных не только издали расстреливать своего противника, но и отважно сражаться с ним в рукопашной. В тот день англичане и их союзники потеряли около 1300 человек убитыми, в т.ч. 57 офицеров и 737 солдат регулярной армии.

"Битва при Изандлване", художник Чарльз Эдвин Фрипп
"Битва при Изандлване", художник Чарльз Эдвин Фрипп

Согласно ритуальным обычаям зулусов, все тела убитых врагов были раздеты и ритуально обезображены. Помимо ран, нанесенных в бою, многие тела имели по нескольку ножевых или копейных уколов, сделанных явно после окончания сражения.Это было частью боевой практики зулусов, известной как укуломула (ukuhlomula).

Она была далека от идеи нанесения "удара милосердия" или "контроля"павшему врагу и была перенесена зулусами на боевые действия из охотничьей практики. Когда удачливый охотник наносил смертельный удар опасному, крупному зверю, то его товарищи по охоте, которые также участвовали в процессе подготовки и осуществления данного мероприятия, тоже имели право на свою часть славы, для чего они наносили по ножевому ранению убитому зверю.

Это же правило действовало и на войне, особенно когда сражались с противником, который умело и храбро сражался. Как объяснял Мпатшана каСодондо, воевавший в составе полка-ибуто Уве (мухобойки) при Изандлване...

в наше число входили те, кто заколол противников, которых уже закололи другие. Вскоре к нам присоединилось еще больше людей из-за того, что они сражались с такими грозными противниками, которые были подобны львам... Этот обычай соблюдался и в отношении Изандлваны, потому что было признано: сражение с такими противниками и убийство некоторых из них было такого же высокого уровня, как охота на львов. Что касается буйволов, то на любого нанесшего удар, первым, вторым или третьим... смотрели как на причастного за его смерть.

Таким образом, можно утверждать, что британские солдаты завоевали реальное уважение зулусов не из-за превосходства в огнестрельном оружии, а из-за стойкости, отваги в рукопашной, когда все решает оружие ближнего боя, физическая сила и личный навык умения их применять, т.е. все то, что есть у льва. Никакой другой противник зулусов не удостаивался подобной чести.

P.S. Практика укуломула здорово напоминает "ку" степных, индейских племен Северной Америки, где от племени к племени разнилось число воинов, которые могли дотронуться до мертвого или живого врага, и засчитав, таким образом, победу, равнозначную смертельному удару.