Найти в Дзене
Умно!

Легкий и высокотехнологичный язык программирования: Python. Основы, создание простеньких программ. За 10 минут для чайников

Немного истории: Python, был придуман Гвидо Ван Россум в 1980 году, а выпущен в 1991.

На языке Python (Питон) программируют ИИ (Искусственный Интелект), сайты, роботов, многие программы и технологии. В этой статье я объясню основы языка, некоторые библиотеки (Специальные модули для работы с чем либо): рассмотрим Tkinter и Pygame.

Чтобы программировать на языке Python, вам нужно скачать его с официального сайта python.org (или же можно скачать мобильное приложение pydroid)

После того как скачалось, запускаете установщик:

Все должно быть как на скрине
Все должно быть как на скрине

После того как наш Питон наконец-то скачан, запускайте его, вас встретит такое окно:

Если версия новее, то может отличаться
Если версия новее, то может отличаться

Далее нажимайте на File и New File:

-4

Здесь и пишут некоторые программы.

Функции - это название команды, которая может принимать аргументы и может возвращать значение. Давайте напишем функцию:

print("Текст")

В данном случае мы вызываем функцию, которая принимает один текстовый аргумент и не возвращает значение. Чтобы запустить, нужно сверху нажать на кнопку Run или нажать F5 на клавиатуре и вам в новом окне выведет то, что вы указали в качестве аргумента.

Переменные - это имя, которое имеет какое либо значение. Важно: имя переменной не должна начинаться со знака (!, *, % и т.д.) или с числа, а также она не должна быть такой же как встроенная функция (print, input, sum, int и т.д., чтобы исправить, перед переменной поставьте _, например вместо sum будет sum_). Название переменной также имеет чувствительность к регистру, например num - это не Num или NUM, это только num. Давайте напишем переменную name, которая будет иметь строку:

name = "Строка"

после этого пишем:

print(name)

и нам выводит наша строка. Обязательно пишите строки в кавычках ("), иначе питон подумает что это или переменная, или число и выдаст ошибку, т.к. это не переменная и не число. В переменную также можно записать число:

name = 52

тут уже без кавычек, т.к. это число, а не строка. Давайте сделаем простенький калькулятор, который будет выводить сумму двух переменных:

num1 = 9
num2 = 3
sum_ = num1 + num2
print(sum_)

Здесь мы объявляем переменную num1 и num2 и записываем их сумму в sum и выводим. также можно это делать прям на месте:

print(9 + 3)

Питон поддерживает знаки +, -, *, /, %, так что здесь мы можем проводить все математические операции. Рассмотрим функцию:

input("Текст")

Нам выведет текст из аргумента и будет ждать пока мы что-то введем. Функция возвращает то, что пользователь туда ввел. Например:

str_ = input("Введите строку: ")
print(str_)

Если пользователь введет привет, то нам выведет привет.

Теперь наш калькулятор будет лучше:

num1 = int( input("Первое число: ") )
num2 = int( input("Второе число: ") )
sum = num1 + num2

Вы спросите: зачем здесь int( )? Я объясню: input( ) возвращает строку, то есть не 56, а "56", "56" + "3" = "563". int("56") будет 56, он преобразует строку в число поэтому 56 + 3 = 59. str( ) делает все наоборот: str( 56 ) будет "56".

Условия:

if (строка == строка):
Команды
else:
Команбы иначе

Если строка равна строке или число равно числу, то выполняем команды, иначе другие команды. После условия (строка == строка) пишем : и после этого команды. Важно: перед командой должен быть отступ (Tab). Пример:

num = 78
if (num == 76):
print("Да!")
else:
print("Нет")

Вывод нет, т.к. переменная num не равна 76. Также вместо == можно ставить:

Больше >

Меньше <

Не равно !=

Равно ==

Больше или равно >=

Меньше или равно <=

Теперь давайте создадим свою функцию:

def test(strok):
print(strok)

В этом примере мы создаем функцию с именем test, которая принимает 1 аргумент и не возвращает значение. После объявление функции, нужен знак : после этого мы пишем команды которые будут вызываться при вызове. Мы также можем вызвать эту функцию:

test("Привет")

И нам выведет Привет. Чтобы функция возвращала значение мы должны просто написать ключевое слово return:

def summa(num1, num2):
return num1 + num2
vrs = summa(5, 2)
print(vrs)

Объявляем функцию summa с двумя аргументами и возвращаем сумму этих двух аргументов в переменную vrs и выводим ее.

Теперь рассмотрим циклы:

while условие:
команда

В условие пишем точно также как в if, например "r" == "rr", если это правда, то будет бесконечно повторятся команда, пока условие не станет ложным. Пример:

num = 0
white num < 5:
num++
print(num)

Здесь нам выведет 1, 2, 3, 4, 5.

num++

Означает что мы прибавляем 1 к числу в переменной, так же это можно сделать вот так:

num += 1

Что так же как

num = num + 1

Или

num++

Теперь разберем массивы:

mass = ["gg", "da", "net"]

Объявляем переменную mass и записываем туда массив с 3 строками.

Чтобы вывести 1 объект из массива прописываем:

print(mass[0])

В квадратных скобках пишется номер, первый номер это всегда 0, и нам возвращается строка "gg". Но что если я хочу построчно вывести все элементы массива? Или сравнить? Для этого есть цикл for:

mass = ["ONE", "two", "thr"]
for item in mass:
print(item)

Вывод:

ONE

two

thr

Мы перебираем весь массив mass и каждый элемент записывается в переменную item и запускается команда, все это повторяется 3 раза, так как в массиве 3 объекта.

Можно еще записывать двумерные массивы:

mass2 = [ ["NO", "YES"], ["BLA BLA", "CAR"] ]
print(mass2[0][1])

выведет YES и таким же способом можно делать трехмерные и даже четырехмерные массивы (и так до бесконечности). Чтобы перебрать все элементы:

mass2 = [ ["NO", "YES"], ["BLA BLA", "CAR"] ]
for it in mass2:
for itss in it:
print(itss)

Выводятся все элементы массива.

Есть еще один тип массива:

newmass = {"gg": "sss", "sd": "yt"}
print(newmass["gg"])

Вывод: sss, еще один пример:

newmass = {"gg": "sss", "sd": "yt"}
print(newmass[0])

Вывод: gg, чтобы добавлять объекты в массив:

mass = ["gg1"]
mass += ["gagaga"]
mass22 = {"gg": "ss"}
mass22["name"] = "value"

Теперь переходим к библиотекам, чтобы скачать библиотеку, заходим в командную строку (cmd) и пишем:

pip install название

Но нам это не нужно, потому что в питоне Tkinter встроен. Импортируем его с помощью ключевого слова import:

import tkinter

Теперь нам доступны новые команды, сделаем же простое приложение:

import tkinter
app = tkinter.Tk()

В переменную app записываем вывод от функции Tk() в библиотеке tkinter. Давайте импортируем Tkinter по другому:

import tkinter as tk

Так нам теперь не нужно будет писать tkinter.Tk(), можно будет просто написать tk.Tk(). Или же еще легче:

from tkinter import *

Мы импортируем из Tkinter все, так что теперь мы можем просто написать Tk(). Теперь делаем окно с размером 300 на 450 и заголовком "Please Like"

from tkinter import *
app = Tk()
app.title("Please Like")
app.geometry("300x450")
app.mainloop()

с помощью функции title в переменной app, мы можем изменить заголовок, а с помощью функции geometry, мы изменяем размер. В конце мы запускаем функцию mainloop, которая запускает цикл приложения. У вас должно получится так:

Пустовато
Пустовато

Давайте сделаем кнопки!

from tkinter import *
app = Tk()
app.title("Please Like")
app.geometry("300x450")
Button(app, text="Txt").grid()
app.mainloop()

Откроется окно с кнопкой, функция Button создает кнопку, также задаем параметр text в функции на "Txt" и запускаем функцию grid(), чтобы отобразить кнопку.

Это еще не весь язык, так как есть еще ООП (Объектно Ориентированное Программирование, классы). Об этом я расскажу в следующей моей статье про ООП на Python.

Мои поздравления! Вы научились основам программирования на языке Python! Дальше вы можете изучить библиотеки Pygame (для создания 2D игр) и Tkinter (для создания приложений).