Немного истории: Python, был придуман Гвидо Ван Россум в 1980 году, а выпущен в 1991.
На языке Python (Питон) программируют ИИ (Искусственный Интелект), сайты, роботов, многие программы и технологии. В этой статье я объясню основы языка, некоторые библиотеки (Специальные модули для работы с чем либо): рассмотрим Tkinter и Pygame.
Чтобы программировать на языке Python, вам нужно скачать его с официального сайта python.org (или же можно скачать мобильное приложение pydroid)
После того как скачалось, запускаете установщик:
После того как наш Питон наконец-то скачан, запускайте его, вас встретит такое окно:
Далее нажимайте на File и New File:
Здесь и пишут некоторые программы.
Функции - это название команды, которая может принимать аргументы и может возвращать значение. Давайте напишем функцию:
print("Текст")
В данном случае мы вызываем функцию, которая принимает один текстовый аргумент и не возвращает значение. Чтобы запустить, нужно сверху нажать на кнопку Run или нажать F5 на клавиатуре и вам в новом окне выведет то, что вы указали в качестве аргумента.
Переменные - это имя, которое имеет какое либо значение. Важно: имя переменной не должна начинаться со знака (!, *, % и т.д.) или с числа, а также она не должна быть такой же как встроенная функция (print, input, sum, int и т.д., чтобы исправить, перед переменной поставьте _, например вместо sum будет sum_). Название переменной также имеет чувствительность к регистру, например num - это не Num или NUM, это только num. Давайте напишем переменную name, которая будет иметь строку:
name = "Строка"
после этого пишем:
print(name)
и нам выводит наша строка. Обязательно пишите строки в кавычках ("), иначе питон подумает что это или переменная, или число и выдаст ошибку, т.к. это не переменная и не число. В переменную также можно записать число:
name = 52
тут уже без кавычек, т.к. это число, а не строка. Давайте сделаем простенький калькулятор, который будет выводить сумму двух переменных:
num1 = 9
num2 = 3
sum_ = num1 + num2
print(sum_)
Здесь мы объявляем переменную num1 и num2 и записываем их сумму в sum и выводим. также можно это делать прям на месте:
print(9 + 3)
Питон поддерживает знаки +, -, *, /, %, так что здесь мы можем проводить все математические операции. Рассмотрим функцию:
input("Текст")
Нам выведет текст из аргумента и будет ждать пока мы что-то введем. Функция возвращает то, что пользователь туда ввел. Например:
str_ = input("Введите строку: ")
print(str_)
Если пользователь введет привет, то нам выведет привет.
Теперь наш калькулятор будет лучше:
num1 = int( input("Первое число: ") )
num2 = int( input("Второе число: ") )
sum = num1 + num2
Вы спросите: зачем здесь int( )? Я объясню: input( ) возвращает строку, то есть не 56, а "56", "56" + "3" = "563". int("56") будет 56, он преобразует строку в число поэтому 56 + 3 = 59. str( ) делает все наоборот: str( 56 ) будет "56".
Условия:
if (строка == строка):
Команды
else:
Команбы иначе
Если строка равна строке или число равно числу, то выполняем команды, иначе другие команды. После условия (строка == строка) пишем : и после этого команды. Важно: перед командой должен быть отступ (Tab). Пример:
num = 78
if (num == 76):
print("Да!")
else:
print("Нет")
Вывод нет, т.к. переменная num не равна 76. Также вместо == можно ставить:
Больше >
Меньше <
Не равно !=
Равно ==
Больше или равно >=
Меньше или равно <=
Теперь давайте создадим свою функцию:
def test(strok):
print(strok)
В этом примере мы создаем функцию с именем test, которая принимает 1 аргумент и не возвращает значение. После объявление функции, нужен знак : после этого мы пишем команды которые будут вызываться при вызове. Мы также можем вызвать эту функцию:
test("Привет")
И нам выведет Привет. Чтобы функция возвращала значение мы должны просто написать ключевое слово return:
def summa(num1, num2):
return num1 + num2
vrs = summa(5, 2)
print(vrs)
Объявляем функцию summa с двумя аргументами и возвращаем сумму этих двух аргументов в переменную vrs и выводим ее.
Теперь рассмотрим циклы:
while условие:
команда
В условие пишем точно также как в if, например "r" == "rr", если это правда, то будет бесконечно повторятся команда, пока условие не станет ложным. Пример:
num = 0
white num < 5:
num++
print(num)
Здесь нам выведет 1, 2, 3, 4, 5.
num++
Означает что мы прибавляем 1 к числу в переменной, так же это можно сделать вот так:
num += 1
Что так же как
num = num + 1
Или
num++
Теперь разберем массивы:
mass = ["gg", "da", "net"]
Объявляем переменную mass и записываем туда массив с 3 строками.
Чтобы вывести 1 объект из массива прописываем:
print(mass[0])
В квадратных скобках пишется номер, первый номер это всегда 0, и нам возвращается строка "gg". Но что если я хочу построчно вывести все элементы массива? Или сравнить? Для этого есть цикл for:
mass = ["ONE", "two", "thr"]
for item in mass:
print(item)
Вывод:
ONE
two
thr
Мы перебираем весь массив mass и каждый элемент записывается в переменную item и запускается команда, все это повторяется 3 раза, так как в массиве 3 объекта.
Можно еще записывать двумерные массивы:
mass2 = [ ["NO", "YES"], ["BLA BLA", "CAR"] ]
print(mass2[0][1])
выведет YES и таким же способом можно делать трехмерные и даже четырехмерные массивы (и так до бесконечности). Чтобы перебрать все элементы:
mass2 = [ ["NO", "YES"], ["BLA BLA", "CAR"] ]
for it in mass2:
for itss in it:
print(itss)
Выводятся все элементы массива.
Есть еще один тип массива:
newmass = {"gg": "sss", "sd": "yt"}
print(newmass["gg"])
Вывод: sss, еще один пример:
newmass = {"gg": "sss", "sd": "yt"}
print(newmass[0])
Вывод: gg, чтобы добавлять объекты в массив:
mass = ["gg1"]
mass += ["gagaga"]
mass22 = {"gg": "ss"}
mass22["name"] = "value"
Теперь переходим к библиотекам, чтобы скачать библиотеку, заходим в командную строку (cmd) и пишем:
pip install название
Но нам это не нужно, потому что в питоне Tkinter встроен. Импортируем его с помощью ключевого слова import:
import tkinter
Теперь нам доступны новые команды, сделаем же простое приложение:
import tkinter
app = tkinter.Tk()
В переменную app записываем вывод от функции Tk() в библиотеке tkinter. Давайте импортируем Tkinter по другому:
import tkinter as tk
Так нам теперь не нужно будет писать tkinter.Tk(), можно будет просто написать tk.Tk(). Или же еще легче:
from tkinter import *
Мы импортируем из Tkinter все, так что теперь мы можем просто написать Tk(). Теперь делаем окно с размером 300 на 450 и заголовком "Please Like"
from tkinter import *
app = Tk()
app.title("Please Like")
app.geometry("300x450")
app.mainloop()
с помощью функции title в переменной app, мы можем изменить заголовок, а с помощью функции geometry, мы изменяем размер. В конце мы запускаем функцию mainloop, которая запускает цикл приложения. У вас должно получится так:
Давайте сделаем кнопки!
from tkinter import *
app = Tk()
app.title("Please Like")
app.geometry("300x450")
Button(app, text="Txt").grid()
app.mainloop()
Откроется окно с кнопкой, функция Button создает кнопку, также задаем параметр text в функции на "Txt" и запускаем функцию grid(), чтобы отобразить кнопку.
Это еще не весь язык, так как есть еще ООП (Объектно Ориентированное Программирование, классы). Об этом я расскажу в следующей моей статье про ООП на Python.
Мои поздравления! Вы научились основам программирования на языке Python! Дальше вы можете изучить библиотеки Pygame (для создания 2D игр) и Tkinter (для создания приложений).