Амбар для русского крестьянина – постройка немаловажная, поскольку хранились там зерно, мука, другие продукты питания (основа жизни для себя и семьи, ни много ни мало) и не только. Собственно, не только для русского крестьянина, но и для земледельцев иных народов.
Например, вот амбар династии Хань (206 до н. э. – 220 н. э.) на Шёлковом пути:
А вот иранский амбар в городе Кашане:
Собственно, само слово «амбар» пришло к нам из тюркского, имеет персидское происхождение и изначально звучало как «анбар», обозначая сарай, кладовую.
Древнерусское название сей хозяйственной постройки – житница, образовано оно от слова «жито» (зерно).
В народном представлении такой важный объект, хранивший основу основ – зерно, из которого получался хлеб, – не обошёлся без своего духа-покровителя. Называется он амбарник (или амбарный, или анбарный).
Разумеется, этому духу вверялось поддержание в амбаре чистоты и порядка, забота о сохранности хранившихся там припасов. Однако данные функции амбарник выполнял только в том случае, если человек, владеющий амбаром, сам не ленился как следует работать, присматривать за амбаром и оказывать уважение его духу. Если же человек вёл себя непочтительно, то амбарник из помощника превращался в пакостника: в пределах своего локуса ломал утварь, рассыпал муку, раскидывал зерно, портил припас.
Так как амбар был далёк от человеческого жилья, то и его дух-покровитель нередко наделялся качествами, далёкими от человеколюбия: если человек входил в амбар в неурочное время, то амбарник мог нанести ему значительный ущерб, а то и убить (сродни запрет париться в бане ночью из-за опасения быть умерщвлённым банником).
Вообще сведений об амбарнике не так уж и много, они противоречивы, обрывочны и расплывчаты. Возможно – из-за схожести образа сего духа со сверхъестественными существами, «несущими ответственность» за хозяйство в целом (такими как домовой или дворовой).
Ещё одна функция амбарника – посредничество между человеком и потусторонним миром при гадании. Вот, в качестве иллюстрации, быличка из книги «Мифологические рассказы и легенды Русского Севера» этнографа и фольклориста Ольги Александровны Черепановой:
А вот ещё про амбарника расскажу. Папа рассказывал. Девки побежали к анбару в Святки, очертились [очертиться – очертить вокруг себя круг с целью уберечься от нечистой силы], как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в анбар запрусь да нашепчу им всяко много. Пошёл, запёрся, а девки прибежали к анбару под замок и слышат, там кто-то приговариват: «Лучку мну, в корзинку кладу. Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли анбар, а тамотки того мужика скрутило Отдельно ножки, руцки, головка, всё, как девки слышали. Захотел попутать, самого скрутило. (Архангельская обл., Мезенский район, Лампожня, 1986)
Список использованной литературы
- Власова М. Амбарник // Русские суеверия. – М.: Азбука, 2000
- Фадеева Л. Е. Демонологический компонент в феномене «Новой религиозности» // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса : журнал. – 2011
- Шапарова Н. С. Амбарник // Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: Русские словари, 2001
- Амбар // Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: Азбуковник, 2011
- Амбар / Терновская О.А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М. : Межд. отношения, 1995
- Мифологические рассказы и легенды Русского Севера. Сост. и комм. О. А. Черепанова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996