Найти тему
Art туризм

Очная конференция в Маске

Спектаклем «Иранская конференция» Театра Наций открылся 1 и 2 декабря 2021 года в БДТ им. Г. А. Товстоногова фестиваль «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге.

Действие происходит в Дании, о чём ешё перед началом спектакля сообщает видеохудожник: на заднике сцены он выводит на экран цитаты из «Гамлета».

Автор пьесы Иван Вырыпаев, подготавливает зрителей к просмотру в интервью порталу «m24»:»

В «Иранской конференции» разговор о политике уходит к духовным, ментальным вопросам. Поэтому эта пьеса не политическая. Там показаны разные проблемы, основной дискурс заключается в том, что такие понятия, как бог, истина, смысл и знание, сегодня не находятся в разряде необходимых вещей для простой и прагматичной цивилизации, где главенствуют наука, бизнес и технологии. И суть в том, что ученые на конференции поднимают вопрос, не являются ли эти эзотерические вопросы ключевой темой, о которой нужно думать именно в контексте науки, политики, социума.»

И действительно, спасибо автору пьесы за потрясающий текст— за два часа герои успевают обсудить такое множество вещей, на которые не всегда обращаешь внимание, задать такие вопросы, которые мы не успеваем себе задать в каждодневной суете, да еще и обсудить свои личные отношения. Про Иран, правда, вспоминают нечасто, но это не главное.

В этом спектакле составы постоянно меняются.

2 декабря все исполнители, ( я, к сожалению, никогда до этого не видела ни Владимира Большова, ни Игоря Гордина, да никого, кроме Вениамина Смехова), были хороши — актёры настолько эмоциональны, что забываешь об отсутствии сценического движения и декораций. ( И как им удалось настолько блестяще выучить это, даже иногда избыточное, количество текста!). Но наиболее горячих аплодисментов удостоились яркие персонажи Ксении Раппопорт ( военная журналистка, побывавшая в плену в иранской тюрьме) и Ингеборги Дапкунайте (жена премьер-министра, бывшая телеведущая).

Есть в этом спектакле и ирония, и подтрунивание над общеевропейской моралью и российской «духовностью».

Какие-то монологи вызывают смех в зале, но в общем-то, грустно оттого, что даже люди одной национальности и вероисповедания не могут найти общий язык, что уж тут говорить о толерантности к другой культуре.

Ксения Раппопорт
Ксения Раппопорт

А собственно за Иран в спектакле отвечала Нелли Уварова в роли несуществующей иранской поэтессы Ширин Ширази, но и она говорила не о тяжёлом положении иранских женщин, а о любви, и не только прозой, а ещё и стилизованным «восточным»стихотворением:

Это всё.

Куда плывет эта лодка, без человека, без весел, без определенного смысла, совершенно одна?

Уносимая течением реки эта лодка плывет за тобой.

Стой на своем месте и жди.

Послушай меня.

Верить и Знать - это и есть вся наша жизнь.

Это всё.

Нелли Уварова
Нелли Уварова