Полина Пайлис
Дирижёр Мариус Стравинский, родственник Игоря Стравинского по линии отца, уверен, что у крупнейшего композитора XX века польско-литовские корни. Значит в марте 1934 г. он побывал на земле своих предков. Об этом немного позже. Сейчас же о первой "встрече" с ним балетоманов Каунаса.
В Каунасе с 1922 г. на сцене Государственного театра шли спектакли, ставились оперы и балеты. 9 апреля 1929 г. состоялась 100 премьера постановок балетной труппы. Были показаны «Жар-птица» И. Стравинского и «Арлекинада» Р. Дриго. Поставил балетные спектакли Павел Петров, он танцевал и партию Ивана Царевича, Жар-птицей была О. Малеинайте, партию Кощея Бессмертного исполнил Б. Федотас-Сипавичюс. В премьере участвовало 50 артистов балета.
Накануне балетного вечера газета «Эхо» поместила заметку:
Афиши балетного вечера на литовском, идише, русском и польском языках:
Балет «Жар-птица».
Здание Государственного театра и его зрительный зал на 500 человек.
В день премьеры балетных постановок газета «Эхо» предварила это событие статьёй:
На прошедшую с успехом премьеру рецензии опубликовали две главные газеты страны: „Lietuvos aidas“ [летувос айдас, лит. яз.: эхо Литвы] напечатала статью J. Bendorius „Baleto premiera 100-tasis baleto pastatimas“ [в переводе: премьера балета 100-ая балетная постановка], „Lietuvos žinios“ [летувос жинёс, лит. яз.: вести Литвы] – J. Kardelis „100 ir 50“[в переводе: 100 и 50]. Объёмную статью посвятил этому событию и специальный журнал по искусству.
Газета «Эхо» напечатала рецензию:
В газете „Rytas“ [ритас, лит. яз.: утро] в день премьеры в рубрике « Радио Каунас» значилось, что в 19 час. 30 мин. (в это же время начинался балетный спектакль) из Государственного театра начнётся трансляция балета «Жар-птица». Конечно, в эти годы могли из театра транслировать только аккомпанемент. Была ли эта трансляция в действительности? Так как в других газетах стояло «Концерт».
В последующие года намечалась и постановка балета «Петрушка», но в Государственном театра в межвоенное время она осуществлена не была. Правда, через год в апреле 1930 г. каунасцы увидели одну из сцен балета «Петрушка» во время гастролей Викторины Кригер и Асафа Мессерера.
Вновь балет на музыку И. Стравинского, это была «Весна священная», поставили в Литовском национальном театре оперы и балета в 2000 году, хореограф Xin Peng Wang.
Музыковеды отмечают, что в партитуре композитор использовал мелодии и фрагменты ряда литовских песен.
Балет «Весна священная».
22 марта 1934 г. газета «Эхо» первой сообщила о концерте Игоря Стравинского в Каунасе:
На следующий день афиши концерта Игоря Стравинского вместе с Самуилом Душкиным появились в:
„Lietuvos aidas“ [летувос айдас], „Rytas“ [ритас],
«Эхо»,
"די אידישע שטימע" [ди идише штиме, на идише: идишский голос],
Dzien Kowienski [дзень ковенски, польск. яз.: день ковенский].
Обращает на себя внимание время выступления – в 17 часов. Это было желание музыкантов? Или не было другой возможности из-за графика выступлений в Государственном театре. В этот воскресный день в 14 час. играли спектакль для детей, а в 20 час. шла «Коппелия».
Первая рецензия была опубликована 27 марта в вечернем выпуске газеты "די אידישע שטימע" [ди идише штиме]:
[в переводе: концерт Игоря Стравинского].
«Автор статьи дал характеристику новаторским произведениям композитора: «Петрушке», «Жар-птице», «Царю Эдипу», его повороту к неоклассицизм; пишет, что зритель ждал концерта с живейшим интересом. В программе прозвучали лишь скрипичные пьесы И. Стравинского, но отсутствовали примеры его личного новаторско- экспериментального периода творчества. Увы, но как пианист-солист он не выступил, был лишь аккомпаниатор скрипача С. Душкина. Рецензент оценивает его как музыканта первого ранга, игру которого отличает прекрасный, полновесный, редкий, чистый звук и первоклассная техника».
На следующий день в газетах „Lietuvos aidas“ [летувос айдас] и «Эхо» были опубликованы рецензии выступления И. Стравинского и С. Душкина. В литовском официозе Вл. Якубенас (Vl. Jakubėnas), самый профессиональный музыкальный критик в межвоенной Литве, озаглавил её:
[в переводе: концерт Игоря Стравинского].
«Публика в переполненном театре собралась посмотреть на всемирную знаменитость и послушать её. Что послужило стимулом этому? Интерес к проблемам современной музыки или … снобизм, поиск сенсаций? Получили все то, на что рассчитывали? Имея в виду большинство – сильно сомневаюсь. Так как публика по большому счёту услышала совсем «несовременные» произведения, относящееся к периоду «поисков». Некоторые из них, как например, рафинированная, но вряд ли искренняя «Колыбельная» (Berceuse) имела успех и её бисировали. Но… но это не была «современная музыка» которую ждали. «Сенсационность» была лишь при исполнении скрипичного концерте “Capriccio”, “Dance Chinaise” (в полной мере!) и в последнем самом интересном номере “Dance Russe” , который был лишь фрагментом из балета «Петрушка» гениального эпохального молодого ниспровергателя Стравинского. Пожалуй, большинство было разочаровано. Почему? Так как то, что нам показал Стравинский, интересно лишь в аспекте специфичных проблем современной музыки, интересно, как осуществляет поиск новых путей лучший композитор нашего времени» (дано в сокращении).
Вл. Якубенас рассказал о И. Стравинском, считая его «гением нашего времени», и в газете „Literatūros naujienos“ [литературос науенос, лит.яз.: литературные новости] в статье:
[в переводе: великий Стравинский в маленьком Каунасе].
Журналист Дiэзъ высказал своё мнение о концерте в статье:
«Несмотря на популярность И. Стравинского , несмотря на его широкое влияние на новую музыку всех стран, мы в Каунасе с его произведениями знакомы сравнительно очень мало. Слышали однажды «Петрушку» в симфоническом концерте, затем под его музыку при балетмейстере Петрове был поставлен балет «Жар-птица» вот и всё. Между тем интерес к Стравинскому у нас большой, что было видно из того, что театральный зал в отчётном концерте был переполнен.
К сожалению, концерт и программа имели характер какой-то спешный, случайный. – Концерт начался в 5 час. дня, с условием закончить его к 7 час. вечера, т. е. чтобы не помешать началу балету «Коппелия». Концертанты выступили в дорожных пиджаках, мимоходом, проездом в Ригу. Программа концерта состояла из небольших отдельных произведений, для рояля со скрипкой. Впрочем, в ней были две вещи, носившее более сложные названия: «Итальянская сюита» и «Концерт для двух инструментов»; но и они состояли из собрания коротких, мало связанных по содержанию и характеру произведений.
Имея в виду модернизм автора, реально идущий в разрез с привычной нам классической музыкой, можно было ожидать, что наша публика не всё встретит у Стравинского одинаково, без всяких недоумений. Мы помним несколько лет назад в Италии на концерте И. Стравинского многие сторонники старых музыкальных идей горячо реагировали, громко выражая своё несочувствие. У нас, как было видно по дружным аплодисментам, всё было вполне приемлемо.
В конце концерта среди публики раздавались голоса, почему вся программа состояла из скрипичных номеров с роялем, и сам Стравинский не познакомил нас ни с одним из своих произведений для одного рояля в собственном исполнении. И. Стравинский прекрасный пианист. У него лёгкий, верный, чистый, разнообразный удар, мягкое туше, искусное пользование педалью, умение получить от рояля самые разнообразные, подражающие всякого рода инструментам и звукам в природе краскам; техника мягкая, чистая и виртуозная.
С. Душкин первоклассный скрипач- виртуоз с приятным, сочным тоном, по своим артистическим качествам близко подходящий к Стравинскому. В своём исполнении замыслов композитора они оба идут рука об руку, пополняя один другого. В «Серенаде» в партии рояля прекрасно были переданы звуки тамбурина, в английском танце был слышен гонг. В «Соловьиной арии» скрипка удачно изображала тембр и трели соловья, а в русской пляске своим «пиччикато» она характерно напоминала балалайку. И. Стравинский, импрессионист, ни на минуту не покидает в своих произведениях внешней декоративности, он свободно и широко пользуется звуковыми красками, разнообразием ритмов, изобретательно отыскивая самые разнообразные, необычные для нас созвучия, привлекающие к себе своей оригинальностью. Но в своём искательстве, в творчестве высоко культурный композитор. – художник не впадает в крайности, в варваризм, в грубость.
И. Стравинский часто прибегает к форме «каприччио» и «скерцо». Это объясняется тем, что в этих шуточных произведениях он свободно может дать волю своей фантазии, игре тонами, звуками и ритмами. Исполненные автором произведения этого рода, как фонтан ил фейерверк, искрились всеми красками звуков, темпераментом и юмором в передачи скрипача и автора. Оригинальны и привлекательны были своими экзотическими настроениями, гармонией и характерными ритмами танцы, английский «Жиг», китайский танец, русская пляска, Иногда композитор обращается к классическим настроениям, Его тарантелла, менуэт, пастораль, арии «берсез», «эклога», «дифирамб», гавот подкупают мелодией, строгостью и благородством стиля.
Все номера программы были покрыты аплодисментами, а «берсез» и русская пляска по настойчивому требованию публики повторены». Дiэзъ.
Эхо, 28 ноября.
На портале Литовской национальной библиотеке им. М. Мажвидаса существует „epaveldas“ – виртуальная библиотека наследия. С помощью этой системы найдена и нижеприведённая информация:
Vyt. Bacevičius Stravinskio kūryba/ Lietuvos aidas, 1931, 07, 01 [в переводе: творчество Стравинского].
Vl. Jakubėnas Igoris Stravinskis Kaune/ Lietuvos aidas, 1934, 03, 23 [в переводе: Игорь Стравинский в Каунасе].
Vl. Jakubėnas Šių metų muzikos sezono baigiant/ Vairas, 934, № 6 [в переводе: заканчивая музыкальный сезон этого года; дана краткая оценка выступления И. Стравинского в Каунасе 25 марта].
27 ноября 1936 г. в Каунасе вступил Антон Рубинштейн, в его фортепьянном речитале звучал и И. Стравинский.
В начале января 1940 г. в газете XX amžius [двидяшимтас амжюс, лит. яз.: двадцатый век] напечатана заметка «Литовский концерт в Буэнос-Айресе»: литовский композитор Vyt. Bacevičius участвовал в симфоническом концерте в Буэнос-Айресе, где исполняли и И. Стравинского.
В периодике Литвы межвоенного периода есть и немало статей, в которых И. Стравинский упоминается.
epaveldas показывает и трансляции произведений И. Стравинского по Литовскому радиофону:
12 февраля 1933 г. с патефонных пластинок прозвучали «Жар-птица» и «Весенние гадания» (правда, об этом сообщалось 13 числа).
2 ноября 1936 г. И. Стравинского транслировала Рига.
7 октября 1938 г. Литовский радиофон транслировал музыку балета «Петрушка».
25 марта 1939 г. прозвучал концерт И. Стравинского из Брюсселя.
6 марта 1940 г. из Вильнюса прозвучала «Жар-птица» (пластинка), а 8 апреля – «Петрушка».
Предполагаю, что трансляций по радио произведений И. Стравинского могло быть и больше.
В начале статьи дана информация о польско-литовских корнях композитора. В Литве проживало немало мужчин, носивших фамилию Stravinskis и Stravinskas. Povilas Stravinskas был в 1930-е годы известным юристом. Хотелось бы, чтобы среди них были и родственники Игоря Стравинского. Но, скорее всего, это только его тёзки.
В 2006 г. Клайпедский музыкальный театр поставил оперу-ораторию И. Стравинского «Царь Эдип»:
в 2021 г. балет «Весна священная» на музыку И. Стравинского:
Биография И. Стравинского вошла в 29 том (1963 г.) в вышедшей в Бостоне „Lietuvių enciklopedija“ [литовская энциклопедия].
Биография И. Стравинского вошла в 10 том (1983 г.) в вышедшей в Вильнюсе „Lietuviškoji tarybinė enciklopedija“ [литовская советская энциклопедия].
Биография И. Стравинского вошла в III том (2007 г.) в вышедшей в Вильнюсе „Muzikos enciklopedija“ [музыкальная энциклопедия].
Биография И. Стравинского вошла в XXII том (2012 г.) в вышедшей в Вильнюсе „Visuotinė lietuvių enciklopedija“ [всеобщая литовская энциклопедия].
Igor Stravinskij
Jonas Klimas
Stravinskij Igor (Igoris Stravinskis) 1882 06 17Oranienbaum (dabar Lomonosov, prie Sankt Peterburgo) 1971 04 06Niujorkas (palaidotas Venecijoje), rusų kompozitorius, pianistas, dirigentas. 1891–99 mokėsi skambinti fortepijonu pas A. Snetkovą ir L. Kašperovą. 1900–05 Sankt Peterburgo universitete studijavo teisę ir savarankiškai mokėsi muzikos teorijos (1901–03 pas F. Akimenko ir V. Kalafatį). 1903–08 kompozicijos, instrumentuotės ir muzikos analizės mokėsi pas N. Rimskį-Korsakovą. 1909 pradėjo bendradarbiauti su S. Diagilevu, kuris užsakė jam sukurti baletą. Išgarsėjo po pirmojo baleto Ugnies paukštė (Žar‑Ptica / L’Oiseau de Feu, M. Fokino scenarijus ir choreografija, 1909, Lietuvoje pastatyta 1929) premjeros Paryžiuje (1910). 1910–14 gyveno Ustyluhe (Voluinės gubernija) ir Paryžiuje, dažnai išvykdamas į savo baletų spektaklius (statė S. Diagilevo Rusų sezonų trupė Šveicarijoje ir kitur).
Paryžiuje susipažino su M. Raveliu, G. Fauré, C. A. Debussy, M. de Falla; su N. Rerichu pradėjo kurti baleto Šventasis pavasaris (Vesna sveščennaja / Le Sacre du Printemps 1911, pastatytas 1913 Paryžiuje, Lietuvoje pastatytas 2000), su A. Benua – baleto Petruška (1910, pastatytas 1911 Paryžiuje) scenarijus. 1913 dalyvavo baleto Šventasis pavasaris premjeroje Paryžiuje.
1914–20 gyveno Šveicarijoje (Morges’e), 1920–40 – Prancūzijoje, bendravo su E. Satie, P. Picasso, A. Gide’u, J. Cocteau ir kitais. 1915 Ženevoje debiutavo kaip dirigentas (dirigavo Ugnies paukštę), 1924 Paryžiuje – kaip pianistas (skambino savo koncertą fortepijonui ir pučiamųjų orkestrui, 1923). Koncertavo kaip dirigentas ir pianistas Europoje (1934 kaip pianistas Kaune), Jungtinėse Amerikos Valstijose (1925, 1936, 1939), Rusijoje. Nuo 1940 gyveno Jungtinėse Amerikos Valstijose (1940–69 Holivude, 1969–71 Niujorke).
Kūryba
Kūryboje ryškūs 3 stilistiniai laikotarpiai: ankstyvasis (iki 1923, dar vadinamas rusiškuoju), neoklasicistinis (1923–53), serijinis (nuo 1953). Ankstyvuoju laikotarpiu sukūrė kūrinių rusiškomis temomis. Iki 1909 sukurtiems kūriniams įtakos turėjo N. Rimskio‑Korsakovo, M. Musorgskio, P. Čaikiovskio muzika, impresionizmo stilius. Klostėsi ir originalus I. Stravinskio muzikos stilius, pagrįstas rusų tautosakos motyvais, miesto buitinių dainų intonacijomis, archajiškų pagoniškų apeigų ir liaudies švenčių (Užgavėnių, Kupolinių) motyvais (baletai Šventasis pavasaris, Petruška, Kareivio istorija / Istorija soldata / L’Histoire de Soldat, I. Stravinskio ir Ch. F. Ramuz scenarijus, pastatytas 1918 Lozanoje, Pasaka apie Lapę, Gaidį, Katiną ir Aviną / Baika pro Lisu, Petucha, Kota da Barana, I. Stravinskio scenarijus, pastatytas 1917 Paryžiuje). Kūriniai raiškios melodikos, spalvingos instrumentuotės (I. Stravinskis laikomas instrumentuotės meistru); kai kurie turi džiazo elementų (Kareivio istorija).
Neoklasicistinio laikotarpio bruožai, pradėję klostytis apie 1920 (baletas Pulčinela / Pulcinella, scenarijus pagal 18 a. italų rankraštį, G B. Pergolesi kūrinių temomis, pastatytas 1920 Paryžiuje), įsitvirtino 1923 (oktetas pučiamiesiems, koncertas fortepijonui ir pučiamųjų orkestrui). Neoklasicistiniuose sceniniuose kūriniuose vyravo barokui būdinga antikinės mitologijos tematika (dažniausiai senovės graikų), vokaliniuose – bel canto stilius, Biblijos siužetai ir tekstai (daugiausia lotynų kalba), instrumentiniuose – Renesanso, baroko, klasicizmo epochų ir džiazo muzikos bruožai. Kūriniai pagrįsti funkcinės harmonijos, modalių ir atonalių sąskambių deriniais, naudojamos Renesanso ir baroko kontrapunkto technikos, stilizuotos melodinės struktūros, ritmikos, muzikinės formos, instrumentuotė, jie skirti nedideliems atlikėjų ansambliams; vertingiausi – opera oratorija Karalius Edipas (Car Edip / Oedipus Rex, I. Stravinskio ir J. Cocteau libretas pagal Sofoklio tragediją, 1926, pastatyta 1927 Paryžiuje, 2006 pastatyta Klaipėdos muzikiniame teatre), baletas alegorija Fėjos bučinys (Le Baiser de la fée, P. Čaikovskio kūrinių temomis, I. Stravinskio scenarijus H. Chr. Anderseno pasakos Sniego karalienė motyvais, pastatytas 1928 Paryžiuje), melodrama Persefonė (Perséphone, A. Gide’o scenarijus, 1933, pastatyta 1934 Paryžiuje), Psalmių simfonija (Symphony of Psalms, pagal ST, 1930), koncertas smuikui ir orkestrui (1931), baletas Orfėjas (Orpheus, I. Stravinskio scenarijus, 1947, pastatytas 1948 Niujorke), opera Palaidūno nuotykiai (Pochoždenija povesy, ili Karjera mota / The Rake’s progress, W. H. Audeno ir Ch. Kallmano libretas, pagal J. Hogarto raižinius, pastatyta 1951 Venecijoje).
Vėlyvojoje kūryboje išryškėjo stilių įvairovė, vieno stiliaus paieškos. 20 a. 5 dešimtmečio pabaigoje–6 dešimtmečio pradžioje I. Stravinskis derino atonalios dodekafonijos ir tonalumo elementus, sukurdamas vadinamąjį ribotos dodekafonijos metodą (Mišios mišriam chorui ir dvigubam pučiamųjų kvintetui, 1944). Šio laikotarpio kūriniai pagrįsti liturginėmis temomis ir siužetais, muzika rūsti, gausu sudėtingų, komplikuotų poliritminių ir politonalinių, koloristinių struktūrų; reikšmingiausi – Canticum Sacrum ad honorem Sancti Marci nominis (pagal ST lotynišką tekstą, 1956), baletas Agonas (pastatytas 1957 Los Andžele), Requiem canticles mecosopranui, bosui, chorui ir orkestrui (1965).
Knygos
Parašė knygas Mano gyvenimo kronika (Chroniques de ma vie 2 t. 1935, rusų kalba Chronika moej žizni 1963), Muzikos poetika (Poétique musicale 1942).
Apdovanojimai
6 Grammy apdovanojimai (tarp jų – už visą kūrybą, 1987)
Выложенная в интернете биография И. Стравинского на литовском языке.