Сергей Павлович Елисеев
Петропавловск-Камчатский − административный центр Камчатского края, расположен в юго-восточной части полуострова Камчатка на берегах Авачинской бухты Тихого океана. Один из самых старинных городов на Дальнем Востоке. Первыми из Московского царства сюда добрались казаки в 1697 году, которые в Авачинском заливе (губе), рядом с камчадальским селением Аушин, основали острог.
17 октября 1740 года в Авачинскую бухту прибыл пакетбот (почтово-пассажирское судно) «Святой апостол Пётр» под командованием капитан-командора российского флота Витуса Ионассена (Ивана Ивановича) Беринга (1681–1741 гг.).
Командора Беринга в тот памятный день встречал на берегу Авачинской бухты его помощник в экспедиции капитан другого российского судна – «Святой апостол Павел» Алексей Ильич Чириков (1703–1748 гг.) – исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии (слева на картине). Его корабль пришел в Авачинскую бухту немногим раньше.
17 октября 1740 года Беринг направил в Петербург сообщение об основании в Авачинской бухте Петропавловского острога и порта Российской империи. Свое наименование острог получил от кораблей «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». Так началось официальное летоисчисление города Петропавловск, названного в 1924 году Петропавловском-Камчатским.
Однако нельзя умолчать о том, что в истории этого города были и другие наименования. Так, в 1812 году острог получил статус города и официальное название – Петропавловская Гавань – столица Камчатки. Через десять лет, в 1822 году, последовало его переименование в город Петропавловский Порт, но теперь даже в официальных документах город стали именовать Петропавловском.
История города неразрывно связана с историей Российского Военно-Морского Флота, который сегодня имеет в Авачинской бухте свою базу. Здесь силы Тихоокеанского флота, уходя в открытый океан, прикрывают Россию в акватории Тихого океана и охраняют нашу достаточно протяженную морскую границу.
Воинская слава Петропавловска началась в августе-сентябре 1854 года, когда его гарнизон и несколько военных кораблей в ходе Крымской войны (1853– 1856 гг.) отразили нападение англо-французской эскадры, пытавшейся высадить на берег Авачинской бухты десант и захватить гавань и город.
В то время военный губернатор Камчатки Василий Степанович Завойко обратился к местному населению и гарнизону с воззванием: «Англия и Франция соединились с врагами христиан (Турцией), с притеснителями наших единоверцев; флоты их уже сражаются с нашими. Война может возгореться и в этих местах. (…) Петропавловский порт должен быть всегда готов встретить неприятеля, жители не будут оставаться праздными зрителями боя и будут готовы с бодростью, не щадя жизни, противостоять неприятелю и наносить ему возможный вред, и обыватели окрестных селений, в случае надобности, присоединятся к городским жителям. При приближении неприятеля к порту быть готовыми отразить его и немедленно удалить из города женщин и детей в безопасное место. Каждый должен позаботиться заблаговременно о своём семействе. Я пребываю в твёрдой решимости, как бы ни многочислен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия всё, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови; убеждён, что флаг Петропавловского порта во всяком случае будет свидетелем подвигов чести и русской доблести!».
Оборона основного опорного пункта России на Дальнем Востоке – Петропавловска проходила 30 августа–5 сентября 1854 года (здесь и далее даты – по новому стилю).
30 августа объединённая англо-французская эскадра (три фрегата, пароходофрегат, корвет и бриг – всего 218 орудий, 2600 человек экипажа и десант 500 человек) подошла к Петропавловску, оборонительные силы которого насчитывали 920 человек при 67 орудиях.
Артиллерийская дуэль началась в тот же день меткими выстрелами русской батареи № 1 из восьми орудий, стоявших на сопке Никольской (семь русских батарей и направление первого десанта показаны на схеме). Последовавшая 1 сентября после пушечной перестрелки (участвовала батарея № 4) попытка первой высадки 600 десантников оказалась неудачной.
Второй десант англо-французы предприняли 5 сентября с высадкой 926 морских пехотинцев.
Тогда противник разделил свою эскадру на две половины и, поставив одну половину против батареи № 7, а другую против батареи № 3, открыл одновременно огонь. Эти батареи, имея только десять пушек, не могли устоять против 113 орудий корабельной артиллерии и через три часа артиллерийского боя уже не имели ни одного исправного орудия. Тем не менее, русские артиллеристы успели потопить два десантных баркаса. Оставшаяся в живых прислуга с батарей отступила и влилась в пехотные подразделения близ батареи № 6.
В результате 250 англо-французов высадились у батареи № 3 и 700 человек – у батареи № 7. По плану союзников большая часть десанта должна была, пройдя через Никольскую сопку, атаковать и захватить город. Малый отряд должен был атаковать город со стороны озера, где стояла наша батарея № 6. Но батарея № 6 залпами картечи заставила этих десантников повернуть назад. Вскоре они присоединились к основному отряду и теперь более чем 900 англо-французов, переваливая через Никольскую сопку, стали обстреливать из дальнобойных штуцерных ружей и имевшейся у них одной гаубицы город и корабли.
Командующий обороной В. С. Завойко, разгадав замысел противника, собрал все имевшиеся в наличии силы (примерно 350 человек) и направил их в контратаку на противника, находящегося на сопке. Несмотря на значительное численное превосходство противника, петропавловцы заставили англо-британцев отступать через гребень горы к ее обрывистому откосу. Десантники стали срываться с 40-метрового обрыва в море. Среди них поднялась паника, и началось беспорядочное бегство. Корабли противника приблизились к берегу и пытались прикрыть отступающий десант огнём артиллерии, но стрельба из пушек оказалась неэффективной из-за достаточно густой растительности на сопке и рассредоточенности наступавших петропавловцев. Корабли, осознав бессмысленность своей стрельбы и не дожидаясь подхода отплывавших от берега десантных ботов, стали сниматься с якорей. Шлюпки, на которых находились раненые, погибшие и немного людей, способных грести, пытались поскорее достичь своих кораблей и уйти из-под обстрела. Так закончился решающий бой.
Всего с 30 августа по 5 сентября противник потерял 400 человек убитыми и около 150 ранеными. Четыре человека из десанта попали в плен. Было захвачено знамя Гибралтарского полка, 7 офицерских сабель и 56 ружей.
Потери петропавловцев – 32 погибших и 64 раненых. Большие повреждения получил фрегат «Аврора», у которого ядром была разбита грот-мачта и значительно повреждена парусная оснастка. Бригантина «Двина» оказалась тоже поврежденной, но плавучесть не потеряла. В городе был уничтожен продовольственный склад и полуразрушено 16 домов.
В декабре 1854 года за отличие при отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловский порт были награждены орденом Святого Георгия 3-й степени камчатский военный губернатор контр-адмирал В. С. Завойко; орденом Святого Владимира 3-й степени – командир фрегата «Аврора» капитан-лейтенант И. Н. Изыльметьев. Орденами были также награждены 28 офицеров и гражданских лиц, а также 18 человек из солдат и матросов.
В воспоминаниях участников сражения 5 сентября содержатся рассказы о героических эпизодах битвы на сопке, свидетельствующих о храбрости и ловкости русских матросов и солдат. Ниже приводятся в сокращении эти рассказы с сохранением стиля повествования тех лет.
«Матрос с «Авроры» Халитов, окруженный со всех сторон стремившимися взять его в плен англичанами, заколол штыком четверых и отбился от врага. Несколько матросов во главе с боцманом Яковом Тимофеевым, оставшиеся в бою без патронов, схватились с англичанами врукопашную и захватили их ружья и боеприпасы. Унтер-офицер госпитальной полуроты Тимофеев и матрос Абубекеров подкрались к причалившему баркасу, напали на высаживавшихся англичан и закололи семь человек. Матрос Алексей Степанов отбил английского офицера от отряда и поднял его на штык. Раненный в этой схватке, Степанов сам сделал себе перевязку и вернулся в бой.
Много врагов уничтожили во время сражения на Никольской горе камчадалы, засевшие вскоре после высадки десанта на высотах сопки. Прекрасные охотники, рассчитывающие каждый выстрел, они отличались в бою исключительно меткой стрельбой, находчивостью и ловкостью.
Оставшийся неизвестным молодой матрос с «Авроры», участвовавший в бою на очень крутом склоне сопки, внезапно уронил ружье, и оно скатилось под гору. Спускаясь за ружьем по скалам, держась обеими руками за кусты, он неожиданно столкнулся лицом к лицу с двумя английскими солдатами. В первую секунду безоружный матрос растерялся. Затем, решив, что лучше смерть, чем плен, он прыгнул на солдат и, схватив обоих за шею, покатился с ними по откосу. На его громкий крик о помощи из кустов выскочил пятнадцатилетний мальчишка-камчадал, который заколол англичан и освободил матроса. Сцену эту видели другие подоспевшие стрелки, они доложили о случившемся командиру, и вечером молодой матрос получил одновременно выговор за потерю ружья и награду за храбрость.
Вместе с другими впервые попал в бой рекрут Сибирского линейного батальона, невзрачный и маленький Иван Сунцов, считавшийся в части нерасторопным солдатом. Когда стрелки с трудом взбирались по склону, Сунцов увидел вдали неприятельского офицера, осторожно подполз к нему, вскочил на ноги и под пулями противника метким выстрелом убил его наповал. Убитый оказался командиром основной группы десанта английским лейтенантом Паркером. Между прочим, из документов, найденных у Паркера, выяснилось, что англо-французы собирались во что бы то ни стало овладеть в этот день Петропавловском и направили в десант 926 человек. Находившаяся среди документов инструкция содержала характерные подробности об организации английского десантного отряда. Предусмотрительные англичане снабдили отряд всем, по их мнению, необходимым для этой операции: запасом продовольствия для своего будущего гарнизона в городе, завтраком и спальными принадлежностями для отряда, походной аптекой, разными инструментами для разрушения батарей, гвоздями для заклепки орудий и... металлическими кандалами для будущих пленных. Инструкция по этому поводу прямо предупреждала: «Не забыть взять с собою несколько пар кандалов и помнить, что они часто совершенно необходимы». Эта деталь характеризует отношение англичан к своим противникам, которые заранее обрекались на положение колониальных рабов».
Начался подсчет потерь и трофеев, приведение в порядок города и укреплений. Защитники Петропавловска не считали, что опасность совсем миновала, и потому немедленно начали восстанавливать батареи и готовиться к отражению новой атаки противника. В ночь на 6 сентября были приведены в боевую готовность седьмая и третья батареи, на которых было найдено около 200 неприятельских ядер. Среди них были и 85-фунтовые бомбы (примерно 40 кг).
Для увековечивания Петропавловской обороны в настоящее время на склонах Никольской сопки в историческом центре города установлены Памятник Славы и Памятник 3-ей батарее Александра Максутова (в ходе боя у него была оторвана ядром рука, но он продолжал стрельбу), существует Братская могила погибших защитников Петропавловска и часовня.
После Петропавловской обороны не прошло и ста лет, когда петропавловцы вновь встали на защиту Родины. За годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 23 292 жителей Камчатки, из них более половины – петропавловцы. Они героически сражались с врагом против гитлеровских захватчиков, помогая ковать общую победу.
В годы Великой Отечественной войны выросло значение Камчатки как стратегически важного узла коммуникаций. Быстрыми темпами был построен большой морской порт, который работал и на прием американской помощи. Здесь грузы накапливались, складировались, а затем перегружались на суда и направлялись во Владивосток и Комсомольск-на-Амуре и далее – на запад.
Героическая страница истории Петропавловска – десант на Курильские острова. Курильская десантная операция Тихоокеанского флота и 2-го Дальневосточного фронта была проведена 18 августа − 5 сентября 1945 г. в ходе Советско-японской войны. Ее замыслом предусматривалось внезапно высадить морской десант на северо-западе острова Шумшу (основной опорный пункт японских войск на Курильских островах), нанести главный удар в направлении японской военно-морской базы, занять остров и, используя его в качестве плацдарма, очистить от противника другие острова Курильской гряды. Всего на Курилах японцы сосредоточили более 80 тыс. солдат и офицеров, оборудовали девять аэродромов и посадочных площадок общей вместимостью до 600 самолетов.
Общее руководство десантной операцией осуществлял командующий Тихоокеанским флотом Герой Советского Союза адмирал Иван Степанович Юмашев (1895–1972 гг.), а непосредственное командование – командующий Камчатским морским оборонительным районом генерал-майор А. Р. Гнечко.
Генерал А. Р. Гнечко с ноября 1944 года начал подготовку войск к боевым действиям против Японии. Особое внимание уделялось подготовке десанта. В состав десанта включались: два стрелковых полка 101-й стрелковой дивизии, батальон морской пехоты, гаубичный артиллерийский полк и ряд других подразделений – всего 8 824 человека, 205 орудий и минометов, 60 кораблей и судов.
Десантными силами командовал генерал-майор Порфирий Иванович Дьяков (1900–1985 гг.), он же – командир 101-й дивизии.
Командир Петропавловской военно-морской базы (ВМБ) Герой Советского Союза капитан 1 ранга Дмитрий Григорьевич Пономарев (1908–1982 гг.) командовал силами транспортировки и высадки десанта. Авиационная поддержка десанта была возложена на 128-ю смешанную авиадивизию (78 самолетов) и 2-й отдельный бомбардировочный полк морской авиации.
18 августа 1945 г. десант был высажен на о. Шумшу. К исходу 19 августа была освобождена большая часть острова, а 23 августа войска противника на Шумшу капитулировали. Вскоре под руководством генерал-майора Гнечко были высажены десанты и на других островах северной части Курил. Там боевые действия не велись, так как противник повсеместно без сопротивления сдавался.
К концу августа силы Камчатского оборонительного района и Петропавловской ВМБ заняли всю северную гряду островов, включая о. Уруп, а силы Северной Тихоокеанской флотилии к 2 сентября – остальные острова, расположенные к югу от о. Уруп. Было взято в плен до 60 тыс. солдат и офицеров, захвачено свыше 300 орудий и минометов, 60 танков, около 1000 пулеметов.
8 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими милитаристами и проявленные при этом отвагу и геройство генерал-майору Алексею Романовичу Гнечко было присвоено звание Героя Советского Союза. Тысячи десантников награждались орденами и медалями.
Курильская десантная операция уникальна тем, что была подготовлена в ограниченные сроки, искусно выбрано направление главного удара, хорошо организовано взаимодействие сухопутных войск, авиации и флота. При подготовке операции был создан объединенный штаб высадки из представителей штабов Камчатского оборонительного района, Петропавловской ВМБ и 128-й авиадивизии.
Указом Президента РФ от 3 ноября 2011 года за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, Петропавловску-Камчатскому присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».