При въезде в Голицыно привлекают исполинское здания над частным сектором окраин. Это Пограничный институт ФСБ, переведённый сюда в 1967 году из Петергофа. Ещё в Голицыне и Вязёмах есть оплот военных картографов Городок-17, крупный военный госпиталь, а из гражданского - НИИ фитопатологии (1958) и основанный в 1990 году Голицынский автобусный завод, с 2014 года переведённый на производство сельхозтехники. В 1931-54 годах был ещё и Московский зоотехнический институт коневодства, позже переехавший в Ижевск.
Словом, Голицыно - город маленький, но серьёзный:
И это видно хотя бы по преобладанию красного кирпича и домов улучшенных серий. Не знаю, было ли Голицыно ЗАТО, но вот этот явно сталинский домик на въезде подозрительно похож на бывший КПП:
Центр Голицына - это несколько кварталов многоэтажек между институтом ФСБ и Советской улицей:
Среди них затесалась часовенка Илии Муромца, освящённая в прошлом году. Наш богатырь-силач - ещё и покровитель погранвойск.
А вот с достопримечательностями здесь туго. Ближе к вокзалу мне попался ровно 1 дореволюционный домик, хотя и со своей историей: с момента постройки (1899) и до 1920-х годов здесь было первое в России Кооперативное потребительское общество:
Ближе к станции - несколько изб с наличниками, которых становится всё меньше с каждым годом:
А станцией история городка и начиналась. В перенаселённом Подмосковье железные дороги часто проходили сквозь барские именья, и нередко помещики предоставляли земли на условиях устроить там станцию имени себя.
Порой эти станции разростались в города или крупные посёлки - так появились Обнинск, Быково, Одинцово и не только они. Этот путь прошло и Голицыно, и одноимённая станция на магистрали Москва-Брест близ Больших Вязём открылась в 1870 году. К 1930-м годам её слободка разрослась в ПГТ, но лишь с 2004 года, позже Краснознаменска, Голицыно стало городом. Станция тут большая, с товарняками на путях и старым вокзалом, построенным в 1912 году к столетию войны с Наполеоном.
А исторический центр Голицына - именно к югу от станции, до Минского шоссе. Вы не поверите, но в начале ХХ века Голицыно развивалось как дачный посёлок! Правда, странно, в Подмосковье-то? И дачный пейзаж с прямыми пустыми "проспектами" между высоких деревьев здесь вполне сохранился:
Чего не сказать о самих дачах - старых домов остались единицы, да и те доламывают каждый год:
На Коммунистическом проспекте, правда, стоит пара общественных зданий. Прямо за пристанционным базарчиком - почта начала ХХ века, ныне дом культуры с нарисованным фасадом:
Поодаль - старый корпус школы:
Да и другие корпуса явно построены весьма давно:
За школой - такие вот рыбли-крабли:
И новенькая церковь Серафима Саровского. У ворот её состоялся диалог с обрюзгшим и очень жирным мужиком диабетического вида:
-Добрый день... Э, а что вы - зашли, сфотографировали и дальше пошли?
-Ну да.
-Так же не интере-е-есно... - тоненько протянул мужик и явно хотел сказать ещё что-то, но я прибавил шаг.
По соседству ещё стоит Учительский дом (1906-10), изначально дача то ли архитектора Павла Толстых, то ли управляющего имением в Вязёмах. В 1920-80-х годах здесь жили семьи работников школы, в конце концов рядом построили Новый Учительский дом, а старый перешёл в частные руки, и уделан был так, что я его попросту не приметил.
Но самое историческое место Голицына - всё на том же Коммунистическом проспекте где-то в полукилометре от станции. Это Дом творчества писателей, созданный в 1932 году на деревянной даче антрепренёра Фёдора Корша:
Союз писателей, Дома творчества, Литературный институт, толстые журналы - Иосиф Сталин был всё ж таки настоящий злой гений, и управление государством сочетал с такой особой ролью, как "редактор всея Руси".
Неясно как, но Вождь находил время читать - причём читать сотни страниц в сутки, и проходили через его руки порою даже неопубликованные тексты из редакций (по крайней мере есть такой фольклор - например, про "В окопах Сталинаграда" Виктора Некрасова).
Вождь понимал, что "эту песню не задушишь, не убьёшь" - можно расстрелять Исаака Бабеля и сгноить в лагерях Осипа Мандельштама, но кто-то продолжит их дело и поэту потомки будут верить больше, чем Вождю. Поэтому литературу надо было не ломать, а приручать, проще говоря - создать конвейер графоманов. Хорошо помню диалог одной моей знакомой со студенткой литинститута:
-Красивые стихи, но почему автор пишет то от мужского лица, то от женского?
-Да здесь 50 авторов!
Массолит, "дело было в Грибоедове" - всё это неплохо схватил в своё время Булгаков.
Два десятка Домов творчества писателей под Москвой, Ленинградом, Киевом, Минском, Ригой и Одессой да в солнечных Крыму и Абхазии были частью этой системы. Но на переработку русской литературы у созданной в те годы машины ушли десятилетия, и потому через Дома Творчества прошло немало действительно талантливых людей.
Дом в Голицыно был не столь знаменит, как Дом в Переделкино, но многих манил относительной удалённостью и тишиной. Здесь творили Анна Ахматова, Александр Куприн, Константин Паустовский, Аркадий Гайдар, Александр Фаддеев, Александр Твардовский, Валентин Катаев, татарин Муса Джалиль и венгр Мате Залка, а педагог Антон Макаренко и вовсе умер в поезде по дороге отсюда в Москву.
Не в самом Доме, но на окрестных дачах жили Марина Цветаева после эмиграции и Арсений Тарковский. Со временем творческий поток стал оскудевать, входя в рамки созданной всей этой системой тусовки, и нынешнее здание времён "развитого социализма" великих имён не помнит.
Теперь в нём и вовсе гостиница, а в день выборов именно сюда шли желающие проголосовать: