Это завершающий урок по теме, дальше — зачетная работа. Поэтому если у учеников остались какие-либо вопросы, самое время их задать, тем более что материал сегодня несложный.
Начинаю урок с вопроса на понимание микротемы, которую изучали на позапрошлом уроке. Что наступает раньше — сокращение диафрагмы или вдох?
Непосредственно по теме урока пляшем от работы с учебником. Прошу прочитать стр. 98 (Пасечник с аммонитом на обложке) и ответить на вопросы:
- Что открыл Николай Александрович Миславский в 1919 году?
- Где находится продолговатый мозг?
- Что такое автоматия и где еще она встречается?
- Как дыхательный центр узнает, что пора делать вдох?
Дальше мы проводим самонаблюдение и выясняем, что вполне способны управлять дыханием и со стороны соматической нервной системы (если нервная система в начале года не изучалась, пояснить, что такое соматическая НС — секундное дело). Но недолго.
Рассматриваем гуморальную регуляцию дыхания. Где должны стоять «датчики» и что они должны регистрировать?
По поводу второго вопроса гипотез две: падение уровня кислорода и повышение уровня углекислого газа. Здесь очень удобно пользоваться настоящими датчиками дыма, которые сейчас есть в любом кабинете. Естественно, мы не заставляем их работать, просто представляем себе их работу.
Спрашиваю, что легче заметить датчику: что дыма стало выше критической нормы или ниже ее. Отвечают, что легче заметить повышение. Отсюда вывод: «датчики» в стенках кровеносных сосудов реагируют на повышение уровня углекислого газа.
Делаем записи на опорном конспекте.
Переходим к следующему вопросу. Имеет ли значение эластичность легочных пузырьков и почему? Если дети затрудняются привести аргумент, можно вспомнить модель Дондерса. Будет ли сдуваться шарик в модели, если материал, из которого он выполнен, неэластичен?
От этой мысли прямая дорога к вреду табачного дыма. Про никотин слышали все, и он как-то не пугает. А вот про табачные смолы, которые прилипают потихоньку изнутри на альвеолы и снижают эластичность, мало кто слышал. Следствие — эмфизема легких.
Продолжаем про другие болезни: туберкулез, грипп, простуда. Конечно, в нынешних условиях дети обязательно спросят о пандемии и причинах, ее вызвавших.
В качестве закрепления использую терминологический диктант. Раньше это была полноценная письменная работа, но последние 5-7 лет я ее полностью перевела в устный формат. Почему-то она стала для детей невыносимо сложна. А устно любые вопросы обсудить можно.
Итак, вопросы для терминологического диктанта:
- Увлажнение, согревание и очищение воздуха происходит в…
- Из гортани воздух попадает в…
- При проглатывании пищи вход в гортань закрывается…
- Звук голоса образуется при прохождении воздуха через…
- Легкие снаружи покрыты плотной оболочкой - …
- Самые маленькие веточки бронхов заканчиваются микроскопическими пузырьками - …
- Вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц и …
- Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха — это …
- Работой органов дыхания управляет часть мозга, которая называется…
- Газообмен между кровью и воздухом осуществляется с помощью физического явления, которое называется…
- Соединение белков эритроцита с кислородом называется…
- В каком отделе головного мозга находится дыхательный центр
Если остается время, решаем задачу. Самую настоящую задачу. С применением математики.
Сколько кубометров воздуха расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если ученик за один раз вдыхает 500 кубических сантиметров воздуха?
В задаче не хватает одного важного условия — сколько вдохов в минуту делает упомянутый ученик? Как только дети догадываются об этом, делаю театральное удивленное лицо — так посчитайте! Засеките минуту и посчитайте, сколько сделаете вдохов.
Задача, скорее всего, уйдет на дом (дети могут ее доделать и оформить дома по желанию).
Последний урок по теме «Дыхание» - зачетная работа. Провожу по вопросам, которые на первом уроке темы раздавала в формате «Карты темы».
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!