Найти тему

5 исследований зрительного восприятия: зачем их результаты маркетологу?

Оглавление

Зрительное восприятие – это внутренний алгоритм обработки информации нашим мозгом. Информации попадающей через зрительные каналы.

 Creative Commons licenses
Creative Commons licenses

Только на первый взгляд, процесс может показаться все довольно простым. На самом деле внутри нас происходит сложный алгоритм, позволяющий нам интерпретировать, понимать, оценивать и запоминать информацию.

Результаты исследований помогут подготавливать и создавать визуальную информацию. Приведу в статье только 5 научных исследований, которые достаточно ярко позволяют понять, как их применять для создания высоко конверсионной рекламы.

1. Психология видения Грегори

Британский психолог Ричард Грегори (1923-2010) был убежден, что человек воспринимает информацию на основе предыдущего опыта. Видя часть или детали наш мозг моментально достраивает сам всю картину на основе прежних знаний и опыта.

Один из самых известных его примеров – эффект полой маски:

В момент, когда маска поворачивается полой стороной, Вы видите нормальное лицо.
В момент, когда маска поворачивается полой стороной, Вы видите нормальное лицо.
  • Примерно 90% поступающей визуальной информации, не доходит до нашего мозга. Мозг сам, используя имеющиеся знания, доконструирует реальность.
  • Информация, получаемая в настоящий момент, соединяется с ранее имеющимися представлениями о мире.
  • Мнение о визуальной информации складывается исходя из всего контекста, от куда она к нам приходит.

Выводов из работ Грегори может быть множество.

  • Заголовки должны вызывать у читателя яркие ассоциации;
  • Текст должен соответствовать ожиданиям созданным визуальной информацией;
  • Используйте образы для создания «близости», «сходства», «смежности» или «общей судьбы» и т.д.
Creative Commons licenses
Creative Commons licenses

Цветовосприятие – эксперимент Саноки и Сульмана

В 2011 Томас Саноки (Thomas Sanocki) и Ноа Сулман (Noah Sulman) организовали исследование цветовосприятия на кратковременную память.

Они провели 4 различных эксперимента с использованием палитр с гармоничными и дисгармоничными сочетаниями цветов.

Участникам предлагалось сравнить 2 палитры. Нужно было сравнить 1-ю палитру со 2-й и оценить их. Палитры показывались одна за другой. Участникам эксперимента предлагалось ответить: разные или одинаковые палитры, приятное или неприятное сочетание цветов на палитрах.

Палитры эксперимента
Палитры эксперимента

Эксперимент Санок и Сульмана смог помог нам сделать следующие выводы:

  • Если цвета сочетаются – люди легче их запоминают;
  • Если цветов 3 или менее – также их легче запомнить (чем если оттенков больше);
  • Контраст – также помогает запоминанию.
  • Человек способен запомнить одновременно довольно большое количество цветовых сочетаний.
Мы запоминаем информацию легче, если она представлена в контрастных, но гармонично подобранных цветах, на странице где использованы не более 3-х цветов.

3. Феномен бинокулярного соперничества

Суть бинокулярного соперничества в том, что когда мы видим 2 разных изображения рядом то наш мозг выбирает из них одно изображение и начинает его считать более важным, а другое менее важным. Исходя из экспериментов о «бинокулярном соперничестве» можно понимать процесс нашего визуального восприятия, как процесс отбора, группировки и интерпретации деталей информации.

Одно изображение доминирует подавляя другое.
Одно изображение доминирует подавляя другое.

Первый подобный эксперимент проводили в 1998 году Франк Тонг (Frank Tong), Кен Накаяма (Ken Nakayama), Джей Томас Воган (J. Thomas Vaughan) и Нэнси Канвишер (Nancy Kanwisher). Для эксперимента ученые пригласили 4 подготовленных человека. Участникам предлагалось посмотреть на 2- е рядом расположенные картинки через очки, где один глаз был с синим, а другой с красным фильтром. Реакции испытуемых записывались с помощью МРТ.

Бинокулярное соперничество возникает в течении молнеиносно, когда у нас перед глазами оказывается 2 или более различных объектов, расположенных рядом. Наш мозг вынужден очень быстро выбрать главное и отбросить все менее значимое.

Избыточность зрительной информации заставляет мозг фокусироваться лишь на нескольких важных деталях.

Выводы могут быть следующими:

  • Больше «воздуха» между единицами информации;
  • Одна мысль – один визуальный образ;
  • Не перегружайте контент;
  • Иконки – хорошие помощники для разграничения и восприятия текста;
  • Используйте различные формы выделения ключевых моментов.

4. Эстетичность типографики влияет на восприятие информации

Кевин Ларсон из Microsoft и Розалинд Пикард в Массачусетском технологическом институте исследовали восприятие типографики и сделали выводы о том, как она влияет на настроение и эффективность усвоения материала.

Участники эксперимента были разделены на 2 группы. Каждой группе предложили прочитать номер журнала The New Yorker. Первая группа читала плохо набранную версию журнала, а второй группе досталась верная версия.

-6

  • Группа, читающая корректный экземпляр, уделила своему процессу больше времени. Процесс чтения показался им более увлекательным.
  • Вторая группа с правильным текстом показала в результате более положительные эмоции после выполнения своей задачи.
  • После чтения участникам было предложено решить задачу со свечой. Никто из первой группы не решил задачу, а во второй группе, хоть и меньше половины, но всё-таки нашлись те, кто сумел решить эту задачу. Это говорит о том, что удобство текста также влияет на интеллектуальные способности.
Не зря американский бизнесмен и изобретатель Стив Джобс уделял особое внимание шрифтам. Каллиграфия и шрифт – было отправной точкой в создании концепции дизайна продукции Apple. «Я обучился таким шрифтам как serif и sans serif, узнал о разных промежутках между комбинациями букв, и о том, что делает великолепные шрифты великолепными. В этом была красота, история, артистическое изящество, которое не могла охватить наука, и я нашел это увлекательным», — вспоминал Стив Джобс.

Выводы:

  • Читабельный шрифт – залог успеха;
  • Отделяйте текст от изображений;
  • Больше свободного места между абзацами;
  • Эмодзи (в нужном количестве и месте) – помогают воспринимать информацию.

5. Восприятие сути сцены

Один раз увидеть лучше – чем сто раз услышать… - именно к таком выводу пришли организаторы этого эксперимента Рональд А. Ренсинк (Ronald A. Rensink) из Nissan Research & Development.

«Восприятие сути сцены (scene gist), или восприятие сцены — это визуальное восприятие окружающей среды в качестве наблюдателя в любой момент времени. Оно включает в себя не только восприятие отдельных объектов, но и такие параметры, как их взаиморасположение, а также представление о том, что встречаются другие виды объектов».

Эксперименты показали, что схватывание сути сцены происходит легко и требует совсем небольшого времени.

Участникам эксперимента показывали с большой скоростью фотографии, где они мгновенно могли определить показан им дом, морское побережье, стая чаек или яхта с парусом.

Нормальные и размытые фотографии были представлены в цветных и монохромных вариантах.
Нормальные и размытые фотографии были представлены в цветных и монохромных вариантах.
Участникам предлагалось сравнить неестественные цвета.
Участникам предлагалось сравнить неестественные цвета.
В эксперименте изучался также диапазон отклонений цветовой гаммы.
В эксперименте изучался также диапазон отклонений цветовой гаммы.

Человек воспринимает глобальные признаки изображений, минуя признаки отдельных объектов.

В результате этого исследования были сделаны следующие выводы:

  • Испытуемые схватывали суть сцены за секунды.
  • Быстрее испытуемые устанавливали соответствие цветных картинок, чем черно-белых.
  • Чем более цвет соответствовал тому, как мы обычно его воспринимаем, тем легче понять смысл изображения.

Вывод для создания рекламных материалов:

  • Используйте иконки или картинки;
  • Логичная последовательность информации помогает ее усвоению;
  • Для важных объектов используйте привычные цвета.

Выводы

Визуально представлять информацию необходимо повсюду: в наружной рекламе, архитектуре, при разработке упаковки, рекламных флаеров и оформления блогов и сайтов. Понимание восприятия визуальной информации нашим мозгом помогает создавать визуальный контент, отвечающий психологическим особенностям людей.

Концепция «сверху-вниз»

С опорой на визуальные предположения Грегори можно создавать сайты или представлять большие блоки информации.

Интернет-пользователи привыкли к тому, что оглавление можно найти вверху. Заходя на сайт, человек оценивает его по принципу «сверху-вниз» и подсознательно кликает на те места, где он привык видеть ту или иную информацию.

Поэтому старайтесь отвечать ожиданиям. Например, если это статья, то вверху заголовок, потом краткое описание статьи, иллюстрация и сам текст с инфографикой и иллюстрациями, поделенный на абзацы и в конце вывод.

Цветовая палитра

Опираясь на эксперименты Саноки и Салмена, для верстки и дизайна важна контрастность и гармоничность цветовых сочетаний.

Помните о том, что сбалансированную цветовую палитру читатель быстрее запомнит.

Читабельные шрифты

Доказан факт, что больший размер шрифта – вызывает большие эмоции.

«Достаточно большой заголовок делает любую новость большой» - эта цитата принадлежит медиамагнату Уильяму Херсту, и с ней сложно спорить.

Для печатной продукции в предпочтении шрифт с засечками, в Интернет – типографике наоборот более популярны шрифты без засечек. Но более важно помнить о том, что шрифт должен – хорошо восприниматься и легко читаться.

Высокоэффективный дизайн

Понимание психологии визуального восприятия помогает повысить юзабилити сайтов, а также логотипы или другие рекламные блоки сделать более привлекательными и действенными.

  • Принцип золотого сечения – деление отрезка на пропорциональные части, где большая часть равна 8, а меньшая 5.

Золотое сечение встречается везде: в природе, в искусстве и уж тем более его не нужно забывать в дизайне.

  • Принцип замкнутости – следуя этому принципу наше сознание стремится завершить картину недостающими частями.

Данный принцип хорошо доказали исследования Грегори и бинарного противоречия.

Задача дизайна представить зрителю ровно столько элементов, сколько достаточно для самостоятельного досложения общей картины.

Более того, нашему мозгу нравится решать эти задачки. Поэтому половина фотографии лучше, чем фотография целиком.
Более того, нашему мозгу нравится решать эти задачки. Поэтому половина фотографии лучше, чем фотография целиком.
  • Принцип смежности – близость объектов воспринимается как единое целое, при этом один объект будет более важным, а остальные менее значимыми и проигнорироваться вообще.
  • Принцип подбора цвета – давно уже есть результаты исследований, которые говорят о том, как разные цвета влияют на человеческую психику.

Зеленый – ассоциируется у нас с природой и свежестью, красный – с энергией, повышенной эмоциональностью, желтый с оптимизмом, голубой и синий с надежностью и респектабельностью.

Чтобы ваша реклама произвела нужный эффект - помните о психологии визуального восприятия и результат не заставит себя ждать. А если статья оказалась для Вас полезна ставьте лайк и пишите свои вопросы.