Найти тему
Жизнь на периферии

Эйдан Чамберс: как помочь детям стать увлеченными и вдумчивыми читателями

из личного архива
из личного архива

Пространство ... Это слово у каждого из нас вызывает разные ассоциации: кто-то представит его безжизненным, а кто-то даст волю воображению, и пространство предстанет оазисом. Все зависит от установки и обстановки.

А каким представляется "пространство чтения" Чамберсу, писателю, педагогу и издателю (всё в одном лице!)? Рекомендации читателя-наставника, выбор книги, место, время на чтение, чтение, отклик - все это и создает так называемое "пространство чтения".  Об этом "пространстве" рассказывает книга Чамберса "Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем".

Современных детей сложно увлечь чтением, вот тогда-то и нужно задуматься о "стройке". Нужен текст, который бы заставил думать, сопереживать. "Помогите им получить удовольствие от "трудностей" ", - пишет Чамберс. Очень важно (это и отмечает Чамберс),  когда рядом с ребенком находится опытный читатель, который поможет выбрать правильный курс в огромном мире книг.  

Книга прочитана, и ответные реакции так просятся на волю. По мнению Чамберса, из всех ответных реакций две самые важные: потребность снова испытать наслаждение от книги и  обсудить, высказаться, поделиться своими мыслями. Особая роль отводится чтению вслух. Автор книги убежден, что читать (эту функцию может взять любой взрослый) детям нужно на протяжении всех школьных лет (и как можно больше!). При этом текст оживает только тогда, когда читающий сможет преобразовать напечатанное слово в живое драматическое движение.

Что же самое важное в обучении чтению? Чамберс отвечает: разговор. Метод, основанный на говорении, получил название "Расскажи". Как отмечает Чамберс, это даже не метод в полном смысле слова, а всего лишь несколько вопросов, которые являются отправной точкой. "Расскажи, что в книге тебя обрадовало, насторожило..." - примерно так можно начать разговор. Разговор по одному и тому же литературному произведению в разных классах/группах никогда не проходит по одной схеме. Да, диалоги буду иметь точки соприкосновения (рассказ-то один и тот же), но в целом каждый из них будет иметь свою траекторию. И после каждых таких "разношерстных" диалогов открываешь новые горизонты, появляются новые возможности работы с текстом. Следующий момент, который рассматривает автор книги, - мнение читателя. Как часто, беседуя, мы отмахиваемся от "детсадовских" ответов. Да и нас самих так когда-то учили... Говорить нужно по существу!  Чамберс утверждает, что "любая мысль достойна высказывания". "Неопытный" читатель должен быть уверен, что именно его мнение достойно внимания, что его очевидное утверждение не будет превратно истолковано. Многим, наверное, работающим с текстом, знаком страх: "Боже! Я затрудняюсь дать ответ на этот вопрос!" Необходимо приучить детей к тому, что учитель не единственный носитель истины в классе, что бывают вопросы..., на которые ещё человечество не дало ответы, что иногда вопрос просто должен остаться открытым.

В книге также представлен опыт учителя подготовительных классов Лиз Тэнсли. Она долгое время работала по методу "Расскажи" и вела дневник, куда записывала классные разговоры. Читая их, понимаешь, как работает метод на практике, что перед тобой совсем другая система работы с текстом, другие отношения между учителем и учениками.

#культура #чтение #опыт #детское чтение #методика