Найти тему
Сергей Волков

Остаться в контакте с подростком, или как не делать больно, когда больно нам самим

Родителям, встревоженным недостаточно высокими результатами учёбы их чада и всей подростковой ботвой, которая из него лезет, я говорю, что им никоим образом нельзя рвать связь с ребенком.

Независимо от отметок, от того, что он закрывает дверь в комнату (или глаза) и не пускает внутрь, не слушает, провоцирует, делает всё наоборот, не делает ничего етсетера, независимо от этого всего любить, принимать и ждать. Пусть хоть одна слабенькая ниточка остаётся — и эта ниточка про «мы тебя любим, мы рядом, мы готовы помочь».

И учителя здесь тоже от родителей не отличаются. Нам часто кажется, что если не мы, не наш предмет в полном его объёме, не выученный наизусть монолог, не освоенная запятая между двумя союзами, не прочитанный до конца классический роман, то наши ученики точно в жизни пропадут.

А когда они нам не верят и не учат, не читают то, что мы приказали, мы догоняем их с отметкой (или кулаками).

Мы хотим сделать больно им, потому что больно нам самим — мы не нужны, нас не хотят.

Вы еще пожалеете!

Но это не мы. Это монолог, роман и запятая. Не нужно идентифицироваться с ними. Мы-то как раз им нужны, в качестве терпеливых взрослых, наблюдателей их бурного пубертата, собеседников, готовых к спокойному диалогу. В качестве носителей всяких разных человеческих качеств и моделей поведения. В качестве разных, полноценных, цельных (или не очень, что тоже интересно) людей. Которые живут свою жизнь.

Вообще жить гораздо интереснее, чем учить и учиться. Учить и учиться — это функции, а жить — это просто и широко, как море.

-2

У Всеволода Некрасова есть такое стихотворение:

Ну

море волнуется

Море

не волнуйся

Я не утонул.

Я тоже раньше волновался, потому что боялся, что утонут. А потом как-то так оказывалось, что выплывали, выгребали — и как раз те, кому я пророчил. А среди тех, кто знал все запятые и прочёл все романы до конца, обнаруживались свои несчастливцы с несложившимися судьбами и невыстроенными отношениями.

Просто наши дети тоже — живут. И жизнь их гораздо шире наших представлений о ней, её существо и векторы нам могут быть не видны или непонятны.

Поэтому должен быть просто контакт. Готовность к нему и точка встречи, принятия. И всякий раз эта готовность и точка должны проверяться и обновляться. Потому что завтра ни мы, ни они уже не равны себе сегодняшним.

И да, это очень непростая задача.

В прошлый раз я рассказывал, что делать, если ты преподаешь никому не нужное и школьники это чувствуют. Если вы хотите побывать вместе с нами на нескучных уроках литературы, увидеть новое в привычных школьных произведениях, посмеяться и задуматься над случаями из учительской практики, вместе с детьми пройти путь понимания сложных текстов, подписывайтесь на мой канал.