Войска наступали. Совершали одиночные вылеты на цели, могли вести свободную охоту. В начале января войска перерезали важную железнодорожную магистраль Ржев-Брянск. Под немцами оставалась только автострада Минск-Москва, построили накануне войны.
Немцы использовали данную автостраду для снабжения войск. Немцы все доставляли до станции Сафоново по железной дороге, далее автострадой везли на восток.
Осенью 41-го был взорван железнодорожный мост через Днепр, между Сафоново и Вязьмой. Командование решило уничтожить мост на автостраде, чтобы затруднить положение немцев. Задание было возложено на бомбардировочную авиацию дальнего действия, в том числе на нашу 40-ю дивизию.
Вылетели на задание, внизу все в снегу, петляет Днепр. Днепр скован льдом и припорошен снегом, но нам хорошо виден.
Мы долго летели за облаками, земли не видели. Вышли к реке в расчетном месте, внизу Днепр. Прошли курсом до автострады и повернули на цель, мы оказывались западнее моста, шли из немецкого тыла. Решили ввести в заблуждение немецких зенитчиков, могут принять за свой самолет.
Показалась нитка автострады, летчик вел машину под облаками, появлялся и исчезал в облаках. Стремился незаметно выйти на цель, вел машину вслепую. Внизу мелькала заснеженная Смоленщина, мы вышли на трассу недалеко от цели.
Трасса прямая, чернеет голый асфальт, немцы гоняют народ убирать снег. В обе стороны следуют автомашины, все везут под Москву. Самый короткий путь до линии фронта.
Важное значение мост приобрел в период нашего наступления, мы должны уничтожить мост. На цель уже два дня летали наши товарищи, мы вылетели впервые.
Впереди крепкий орешек, не удается разбить мост. Третий день мост бомбят, но разбить никто не может. Мост возник неожиданно... Мост с одного высокого берега на другой, середина на мощных опорах-быках.
Зимой уровень воды низкий, настил высоко над льдом. Если бомба «ФАБ-100» взорвется под мостом, то разрушений не будет. Возводили мост на века, а у нас только 100 кг бомбы. В лучшем случае можем повредить настил. Что предпринять?
Надо выполнять задание. Быстро приготовил расчеты для бомбометания, лежу в носу кабины и наблюдаю. Как нашими бомбами уничтожить мост? Дал пилоту боевой курс, он развернулся на цель, быстро сближаемся. Все внимание на цель, уткнулся в окуляр прицела, ловлю мост в центр.
Как мост разбить? Надо попасть в опору, тогда можно разбить мост... Мы на высоте в 300 м, под облаками. Мост все ближе и ближе. Если бомбы сбросить залпом, то рванет как одна «ФАБ-1000». Только так! Тонна взрывчатки разрушит мост!
Цель в перекрестии прицела, аварийным сбрасывателем все сразу. Наблюдал как наш груз до земли падал. Видел мост и настил из деревянных щитов, значит товарищи неоднократно попадали... Сотками только повредили настил, наделали только дырок, немцы все быстро заделали щитами.
Нас как пушинку бросило вверх, мы оказались в облаках, снова выскочили. Моста на месте не было, больше подробностей увидеть не успел.
Оглядели моторы и крылья после сильного толчка вверх, ничего подозрительно не обнаружили. Что нас так подбросило?
Неожиданно все стало понятно, это наша взрывная волна. Увлекся и сбросил тонну взрывчатки с высоты 300 м, по инструкции положено бросать с 600 м.
Возвращались за облаками, было в них спокойно, сели благополучно. По дороге на командный пункт летчику признался, что подбросило нас как пушинку в облака. Он сердито спросил: « Соображаешь, что делаешь?».
На КП летчик доложил о полете, ничего про бомбы не сказал. Зашли два пилота, они тоже мост бомбили. Пришли, а мост разбит. На берегах скопилось много техники, отбомбились по скоплениям. Экипажи вышли на цель после нас, остальные экипажи в этот день тоже работали по скоплениям немцев.
Из воспоминаний Попова А.П.
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-«нравится» и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.