«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет удален удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего; того, пришествие которого по действию сатаны будет со всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любовь истины для своего спасения. И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:7-12).
Павел предупреждал, что те, кто не любит истину, станут жертвой “заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2 Фес. 2:9-12). Он также писал о тех, которые, руководствуясь своими прихотями, отвратятся от истины к басням, льстящим их слуху (2 Тим. 4:3, 4). Эти отрывки ясно учат о том, что сердца некоторых открыты для неблагочестивых, небиблейских доктрин. Сердце человека, не любящего истины, представляет собой благоприятную почву для семян лжеучений, потакающих его мирским желаниям.
Бог лично или напрямую не посылает заблуждений людям. Однако можно сказать, что и посылает, поскольку при создании природы человеческого сердца Он установил закон, по которому заблуждение становится естественным результатом отказа от истины и обращения к безбожию. Как же люди вводят себя в заблуждение?
ОНИ НЕ ХОТЯТ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ИСТИНЕ
Иллюстрацией того, как мыслит испорченное, низменное сердце, могут служить взаимоотношения Михея и Ахава. Ахав не любил истину и не слушал Михея, истинного пророка Божьего. Он обвинял Михея в том, что тот постоянно пророчествовал о нем худое, а не доброе (3 Цар. 22:8-18). Если бы царь любил истину, он сообразил бы, что устами пророка говорил Бог. Когда послание от Бога было неприятным, царю следовало бы посмотреть на свою жизнь, признать свой грех и покаяться. Вместо этого он придрался к пророку и посадил его в темницу (3 Цар. 22:27). Михей предупреждал его:
«...Выслушай слово Господа. Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: “Кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе галаадском?” И один говорил так, другой говорил иначе. И выступил один дух, стал перед лицом Господа и сказал: “Я склоню его”. И сказал ему Господь: “Чем?” Он сказал: “Я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его”. Господь сказал: “Ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так”. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех этих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» (3 Цар. 22:19-23).
Ахав мог избежать заблуждения. Михей не только сказал ему истину, но и в точности рассказал, что происходило с лжепророками.
Полностью историю об как Ахаве и Иосафате, заключивших мир против Рамофа Галаадского, читайте в статье «НИЧЕГО, КРОМЕ ИСТИНЫ».
Пророки, которым внимал Ахав, были лживыми. Они солгали о том, что произойдет, если Ахав поведет Израиль на войну против Сирии за Рамоф галаадский (3 Цар. 22:6). Царь Иуды Иосафат, не очень довольный тем, что его втягивают в сражение на стороне Израиля, пожелал услышать пророка Господня (3 Цар. 22:7). Против воли Ахава, который ненавидел Михея за его пророчества, Иосафат посылает за истинным пророком. “Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: «Вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе»” (3 Цар. 22:13). Сначала Михей сказал Ахаву то, что тот хотел узнать, но затем царь пожелал услышать истину.
«И сказал ему царь: “Еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа”. И сказал он: “Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: “Нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом”. И сказал царь израильский Иосафату: “Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?”» (3 Цар. 22:16-18).
Тогда Михей рассказал ему о лживом духе в устах пророков; но Ахав бросил его в темницу, пошел на войну и погиб. Ахаву неоднократно давались предупреждения, однако ж он не любил истину. Он разгневался на Михея за то, что тот сказал ему истину, хотя сам попросил об этом (3 Цар. 22:15, 16). Вместо того, чтобы внимательно отнестись к предупреждению о том, что лживые пророки приведут его к смерти, Ахав выбрал заблуждение и погиб.
Этот случай показывает нам принцип, воплощенный во 2 Фес. 2:7-12 и другими словами выраженный еще в Иеремии 6:16-19:
«Так говорит Господь: “Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим”. Но они сказали: “Не пойдем”. “И поставил Я стражей над вами, сказав: Слушайте звук трубы”. Но они сказали: “Не будем слушать”. “Итак, слушайте, народы, и знай, собрание, что с ними будет. Слушай, земля! Вот, Я приведу на народ этот пагубу — плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли”».
Израильский народ был научен правильно. Он получил достаточное количество предупреждений. Но даже когда Бог сказал им, как Он собирается поступить с ними, они не обратились. И тогда Он навел на них несчастье. Обратите внимание, как Он это сделал: “Я приведу на народ этот пагубу — плод помыслов их”. “Пагуба” стала прямым следствием их нечестивости, плодом их мыслей. Он сами навели на себя несчастье, но потому говорится, будто Бог навел его, что Он установил закон, согласно которому всякое семя, то есть действие, производит плод по роду своему. Предупреждения можно найти как в Библии, так и в природе. “Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную” (Гал. 6:7, 8). Подобно людям в дни пророка Иеремии, и сегодня люди, не любящие истину, пожнут несчастье — плод своих мыслей.
ОНИ НЕ ХОТЯТ ПОВИНОВАТЬСЯ ЗДРАВОМУ УЧЕНИЮ
Здравое учение часто бывает труднопереносимым для нездравых сердец, не ищущих духовного здоровья. Истина не всегда приятна, ибо она обличает наши грехи. Однако если мы любим истину, мы выдержим ее, даже если она задевает нашу гордость. Нежелание терпеть здравое учение и вразумление приводит к разделению. Как пишет Р. Бьюкенен, люди отходят от истины вследствие “высокомерного нежелания подчиниться церковной дисциплине или вследствие плотской антипатии к ограничениям, которые она налагает”. Далее он продолжает:
«Мы знаем, что, когда Сам Спаситель явил духовную и самоотверженную природу Своего служения, толпы, следовавшие за Ним до этого, оставили Его и больше с Ним не ходили. В точности то же происходило (и будет происходить) с Его церковью. Чем больше она будет приспосабливаться к миру, тем больше у нее будет мирских друзей. Если она будет от мира, мир будет любить свое. И наоборот: чем больше будет ясно, что она не от мира, тем больше мир будет ненавидеть ее; мирские люди оставят — если вообще, обратившись, не растерзают — ее. Апостол Павел предсказывал, что придет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3, 4).
Нездравое сердце ищет нездравых учений, которых полным-полно в небиблейских человеческих традициях. Отсюда разделения, поскольку непринимающие здравого учения обращаются к басням, а верные христиане продолжают Божий путь к небесам, сторонясь этих басен.
ОНИ НЕ ХОТЯТ ИСПЫТЫВАТЬ, ЧТО ИСТИННО
Невзирая на повеление испытывать все и держаться хорошего (1 Фес. 5:21), некоторые люди настолько умственно ленивы, настолько не заинтересованы в истине, что не утруждают себя самостоятельным изучением Библии. Вместо этого они с радостью позволяют священнику, диктатору или толкователю говорить, во что им верить. Они не хотят неудобств, сопряженных с самостоятельными поисками истины или проверкой того, чему их учат их наставники. Они полностью отдают изучение Библии в руки других людей. Подобные личности легко уводятся своими лидерами на путь установления и увековечения деноминаций. Не зная воли Божьей, они, тем не менее, несут ответственность за свое невежество. Они избрали игнорировать повеление Павла испытывать все и учение Иоанна не верить каждому пророку, но испытывать тех, кто заявляет о том, что послан Богом (1 Ин. 4:1, 2; Отк. 2:2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В притче, записанной в Лк. 8:5-8, Иисус называет Слово Божье семенем, которое можно воспринимать по-разному. После объяснения Иисуса мы начинаем понимать, почему не все, кто слышит Слово, принимают его, и почему некоторые из принявших могут затем остыть в вере.
«Вот что значит притча эта: семя есть слово Божие; а упавшее при дороге — это слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень — это те, которые, услышав слово, с радостью принимают, но не имеют корня, и некоторое время веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние — это те, которые слушают слово, но, отойдя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими заглушают его и не приносят плода; а упавшее на добрую землю — это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении”. Сказав это, Он возгласил: “Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:11-15).
Семя — доброе; это Слово Божье, способное привести людей к вере. Однако состояние почвы, а не только природа семени, определяет, будет ли плод. Пока человек не любит истину, сатана правит в его сердце и может украсть семя царства. Такое сердце не готово принять истину, но с готовностью принимает басни и обманы. Некоторые, у которых слабые корни, отпадают, когда сталкиваются с искушениями или когда из-за Слова приходит горе (Лк. 8:13; Мф. 13:21). Другие принимают истину, но, очевидно, их любовь остывает (Мф. 24:12). В результате они позволяют заботам, удовольствиям и богатствам заглушить семя (Лк. 8:14; Мф. 13:22).
Чтобы избежать заблуждения и гибели, мы должны любить истину настолько, чтобы исследовать Писание и испытывать, что истинно (Деян. 17:11, 12; 1 Фес. 5:21). Даже те, кто был взращен в заблуждении, могут любить истину; им следует проявлять свою любовь посредством усердного изучения Писания. А узнав истину, они должны отвергнуть небиблейские традиции людей и начать ходить в истине Божьего Слова.