Найти в Дзене
Культурные заметки

Власть пса (2021)/The Power of the Dog. Рецензия на фильм.

"Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак" (М. Скотт).

Джейн Кэмпион – режиссер легендарная. Да, она не самая плодотворная. Явно не Ридли Скотт. Тем не менее, она всегда останется первой женщиной, получившей приз Канн за режиссуру. Сейчас роль женщины в киноиндустрии стремительно выросла, но Джейн – первопроходец. Снимает она и правда очень скупо. Из последних работ выделю две сезона потрясающего мрачного и бескомпромиссного сериала «Вершина озера».

После более чем десятилетнего перерыва режиссер выпускает «Власть пса» и забирает на Венецианском кинофестивале приз за режиссуру и главный приз на кинофестивале Сан-Себастьян 2021 года. Есть еще порох!

Сюжет фильма и оригинален, и банален одновременно. Два брата в 1925 году (время указывается точно) управляют на равных ранчо. Перегоняют скот и живут весьма зажиточно. Они абсолютно разные: один брутальный мрачный властный, не боящийся грязной работы, Фил (Бенедикт Камбербэтч), другой - вполне приземленный, по-своему милый и немного робкий чистюля Джордж (Джесси Племонс). Тем не менее они близки и, занимая большой дом, спят в одной комнате. Легко заметить, что Фил довлеет над братом, да и над всеми, кто оказывается в поле его внимания. Однако жизнь не остановить, и Джордж неожиданно влюбляется и тайно женится на вдове Роуз (Кирстен Данст), привозит ее на ранчо и помогает ей с сыном Питером (Коди Смит-Макфи). Юноша этот примечательный. Он немного не из этого мира, тонкий и ранимый как внешне, так и внутренне. Хотя последнее вещь спорная.

Все предпосылки драмы на лицо. Она и случилась. Фил делает жизнь вдовы невыносимой, одаривая ее вечным презрением и не стесняясь в оскорблениях. И без того хрупкая неуверенная душа ломается и лишь алкоголь помогает бедной женщине не сойти с ума. Хотя это скорее сумраки разума. Более того, Фил обращает все свои силы на женственного Питера. Впрочем, последний оказался не так прост. Между героями разворачивается сложный калейдоскоп из противоречивых эмоций, попыток увлечь в своей мир, ранить и наоборот сблизиться. Их тянет другу к другу, но это притяжение сродни атомной реакции.

-2

Кэмпион сняла на первый взгляд классическую вестерн-драму о сложных внутрисемейных отношениях и непринятии свободы друг друга. Вторым рядом идет тема самоидентичности героев, отрицания своей гомосексуальности и глубокая фрустрация на фоне всеобщего культа маскулинности. Фил нарочито мужественен и всячески подчеркивает свое презрение к иным способам существования. Он даже не моется словно боится, что в нем обнаружат неженку и недомужчину. К середине фильма зритель с удивлением узнает, что Фил выпускник престижного университета и их с братом родители – практически американские аристократы. Мыслями и чувствами он постоянно обращается к своему наставнику, давно умершему, создавая вокруг него культ. В конюшне зритель видит настоящий алтарь умершему ковбою. Вот здесь и находятся его настоящие чувства и эмоции. Живя в горах и на равнинах Монтаны, Фил прячется от настоящего себя. В данном аспекте можно увидеть аллюзии и с «Горбатая гора» Энга Ли и с «Братья Систерс» Жака Одиара.

-3

Тем не менее фильм не только, а вернее не столько, об этом. Он о том, что бывает, когда одному человеку необходима власть над другими, так как сам он не знает кто он. Эта власть развращает, а затем губит и жертву, и абьюзера. Режиссер и не скрывает, что под пылью и непроницаемым взглядом Фила прячется недолюбленный человек. Он периодически скрывается в лесу и остаётся там нагой, нежно поднося к лицу шелковую тряпицу, на которой вышиты инициалы, принадлежащие его умершему наставнику. Он одновременно хочет сломать юношу Питера, причинить боль его матери, как возможно сломали и его, но желает его дружбы и понимания. Одиночество тяжкое бремя. Ему тоже нужен ученик, а возможно и верный друг.

Бенедикт Камбербэтч имеет солидный актерский список в театре и в кино. Назвать роль Фила для него этапной было бы преувеличением. Тем не менее, он невероятно хорош и магнетичен. При его скупой мимике он каким-то неуловимым образом показывает всю гамму душевных переживания: от желания растоптать человека до почти собачей преданности другу.

Пара и в кино, и в жизни Кирстен Данст и Джесси Племонс привычно вписались в предложенные амплуа. Мы привыкли, что данные актеры всегда показывают полную органику в своих героях. Впрочем, здесь их герои во второй половине фильма отходят на второй план, не в силах бороться с эмоциональным насилием.

-4

Роль Питера досталась Коди Смит-Макфи. Он не новичок. Тем не менее именно во «Власть пса» случилась его самая большая актерская удача. Не могу назвать эту роль прорывом года, но и не удивлюсь, если он получит награды. Придраться к его андрогинному, хрупкому внешне и железному внутри, герою невозможно. Он тоже видит отражение пса на горах и обладает своей властью.

-5

По итогу Джейн Кэмпион блистательно доказала, что талант не исчезает с годами. Творец может затаиться, пусть даже надолго, но всегда найдет что и как сказать, когда приходит нужный момент. У него своя власть. Власть таланта.