Добрый день, в этой статье расскажу, что такое KPI (КПЭ) показатель, как рассчитать декомпозицию цели бизнеса, как разработать и рассчитать индивидуальную карту KPI сотрудника и из чего она состоит. Приведу практический пример расчета карты KPI.
KPI что это такое:
Если вы хотите, чтобы ваш бизнес достигал целей быстрее, то используйте карту KPI для каждого сотрудника вашего бизнеса.
KPI – ключевые показатели эффективности (от англ. Key Performance Indicators, KPI) - это числовые показатели деятельности, которые помогают измерить степень достижения целей или оптимальности процесса, а именно: результативность и эффективность
KPI – это система, позволяющая контролировать и оценивать работу, людей, групп, подразделений и компаний, а также позволяет помочь в оценке реализации стратегии. Если выбранные KPI не связаны с целью бизнеса и не образуются исходя из её содержания, то такие KPI использовать бессмысленно.
KPI формируется по SMART:
Карта KPI формируется в среднем из трех основных целей по принципу SMART: конкретность, измеримость, достижимость, уместность, ограниченность во времени. Все цели в карточке сотрудника должны исходить из конечной цели всего бизнеса, т.е. цели в карточке конкретного сотрудника являются декомпозицией цели всего бизнеса.
Полезная статья про SMART (переходите)
Пример декомпозиции целей бизнеса:
Простой пример декомпозиции: цель по выручке всего бизнеса на год равна 1 млрд руб. – это значит, что эта цель декомпозируется на все отделы и всех сотрудников компании. Отдел маркетинга на сегодня привлекает 300 заявок на выручку бизнеса в 500млн.руб. в год, где отдел продаж из 300 заявок переводит в контракты 250 заявок. Если в эффективности этих цифр ничего не менять, то бизнесу нужно сгенерить выручки в два раза больше до плановых 1 млрд руб. Предположим, что бюджет отдела маркетинга на привлечение заявки должен увеличиться в 2 раза и кол-во сотрудников в отделе продаж возможно также нужно увеличить. Увеличение численность в компании равно появлению конкретных задач для службы подбора и адаптации персонала, где на основании утвержденного на год штатного расписания, HR отдел подбирает персонал, так в декомпозиции затрагивается каждый отдел компании и ее сотрудник.
Но над этим примером декомпозиции можно поработать, т.к. увеличение выручки не равно увеличение расходов. И тут вступает финансовый показатель процент рентабельности, который является одним из показателей внутренней эффективности всего бизнеса.
Состав, структура карты KPI:
В карте KPI сотрудника помимо самих трех целей с их финансовыми значениями обязательно прописывается структура:
1. Рассчитывается вес каждой цели для бизнеса, т.к. одна цель из трех может быть важнее другой. За счет расчета веса цели в процентах можно обозначить приоритетность достижения цели сотрудником.
2. Финансовый план на конкретный месяц
3. Факт, который выполнит сотрудник
4. Коэффициент выполнения цели без веса KPI
5. Коэффициент выполнения цели с учетом веса KPI этой цели
6. Коэффициент выполнения 1 цели, который можно разделить на 3 уровня, где 1 уровень цель выполнена частично, 2 уровень цель выполнена более чем частично и 3 уровень достигнута максимальная цель. У каждого уровня свой оцифрованный показатель достижения и своя цена для сотрудника.
7. Ответственный за расчет
8. Ответственный за согласование всей карты
Пример разработанной карты KPI для руководителя отдела продаж - ключевые показатели эффективности бизнеса
Карту KPI сотрудника лучше составлять на 1 месяц, чтобы отследить выполнение целей, если цели будут достигнуты или поменяется приоритетность в целях, то карту необходимо менять.
Видео к статье выше про KPI:
Больше полезного для вас у меня на сайте: https://xn----7sbeqjdacmkvid7bkgp1dvg.xn--p1ai/samoe-luchshee-dlya-vashego-biznesa