Все знают Джейсона Шрейера по его знаменитой, в геймерских кругах, книге "Кровь, вот и пиксели", которая рассказывает о тяжёлой доле переработок и самопожертвований со стороны разработчиков, чтобы довести игры до релиза. В новой книге Джейсон пошёл немного дальше и решил рассказать, что даже релиз ещё не означает конец приключений.
Читая книгу, складывается ощущение, что игровая индустрия – это одно из самых небезопасных и, иногда даже, бесчеловечных областей для работы. Конечно, она собирает безумно талантливых и горящих людей, но ей настолько на них плевать, что единственная задача этой KPI-машины – это выжать все соки и возможности, пережевать людей и выкинуть на улицу, иногда даже без выходного пособия.
В книге вы сможете найти 9 историй, когда разработчики вкалывали как проклятые и получали лишь пинок под зад от студий и издателей. Конечно, не всё так беспросветно и в этих историях всё равно содержится немного оптимизма, ведь из-за таких ситуаций люди решаются изменить путь движения: организовать свои студии, аутсорс-компании, переходят во фриланс или вообще уходят в соло-инди. Ну а иногда и покидают индустрию.
Но это ещё и книга о том что, несмотря на всё, старания разработчиков, дизайнеров, художников могут разбиться об недальновидный менеджмент. Например, когда игра готова на 80%, а издатель резко хочет переделать концепцию с платной игры на free-to-play. А это не просто создать магазин предметов – это переделка всего, что есть, начиная от занижения характеристик предметов, заканчивая переделываем геймплея (ориентирование на гринд или таймеры).
Именно такую судьба настигла мобильную игру по великой франшизе Dungeon Keeper, над которой работал Дейв Крукс в студии Mythic, под крылом EA. После того, как игру из-за неудачных решений разнесла игровая пресса, Дейв вместе с товарищами объединились в выпустили игру Enter the Gungeon, в дополнении которой сделали пасхалку на ужасные менеджерские решения в описании оружия с кричащим названием "микроплатёжное ружьё":
Книга вызывает сочувствие к людям, которые дарят нам, игрокам, столько эмоций. Если "Кровь, пот и пиксели" показывает тебе довольно оптимистичную картину индустрии, где всегда есть шанс (пускай и совсем крохотный), что именно тебе повезёт и твою игру заметит огромное сообщество геймеров и по заслугам её оценит, то "Нажми Reset" выглядит так, словно этой книгой должны кидать землю на крышку деревянного ящика игровой индустрии.
Но вся эта грусть заканчивается на 326-й странице, когда Шрейер начинает главу об альтернативных путях в индустрии
Послевкусие у книги получилось горьким. Всё больше я начинаю сочувствовать тем людям, которые тонут в производственном аду. Всё больше я становлюсь лоялен к переносам дат релизов, потому что в голове есть понимание, что пусть лучше игра припозднится, но не будет выглядеть как Киберпанк или GTA Trilogy.
В общем и целом – это очередной маст-рид для геймеров, которые хотят немного прикоснуться в индустрии. Манера письма Шрейера (и конечно же переводчикам, работавших над ним) затягивает, это хорошая история, длинной в 9 глав, в которых в твоём сердце обязательно откликнется то, что происходило с людьми, разработавшими твои любимые игры.
Как всегда, издательство Бомбора отлично потрудилось над книгой, чтобы она была приятна для чтения русскоговорящим поклонникам видеоигр. Если ты ищешь, чтобы ещё такого почитать, то вот тебе ссылки на предыдущие обзоры геймерских книг:
Если статья тебе зашла – не поленись оставить свой царский лайк. С вами был Финальный босс, присоединяйся к каналу в Telegram и серверу в Discord, чтобы держать руку на пульсе игровых событий, до связи!