Найти тему
ХХ век в войнах

"Энни МакФэнни" идет на вынужденную: Рейд американской авиации на Хайтерблик 29 июня 1944 года

Британская аварийная команда тушит пожар на совершившем вынужденную посадку американском тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17G с собственным именем "Энни МакФэнни" из 427-й эскадрильи 303-й бомбардировочной авиагруппы. Англия, графство Саффолк, аэродром Вудбридж, 29 июня 1944 года.
Британская аварийная команда тушит пожар на совершившем вынужденную посадку американском тяжелом четырехмоторном бомбардировщике B-17G с собственным именем "Энни МакФэнни" из 427-й эскадрильи 303-й бомбардировочной авиагруппы. Англия, графство Саффолк, аэродром Вудбридж, 29 июня 1944 года.

29 июня 1944 года американская 303-я бомбардировочная авиагруппа в составе 36 самолетов B-17 совершила налет на германский авиазавод "Эрла", расположенный в Хайтерблике - северо-восточном пригороде Ляйпцига. По пути к цели на семи бомбардировщиках выявились технические неполадки, вынудившие экипажи прекратить выполнение задания, так что удар наносили только 29 машин, каждая из которых несла 10 бомб калибром 227 кг. Истребители Люфтваффе на перехват этого соединения не выходили, но от огня зенитной артиллерии "Летающим крепостям" досталось изрядно. Еще до выхода в точку сбрасывания бомб B-17 с собственным именем "My Yorkshire dream" получил прямое попадание в середину фюзеляжа, в результате чего переломился надвое. Из всего экипажа выжил только успевший выпрыгнуть с парашютом нижний стрелок сержант Лесли Блэк, а остальные восемь человек во главе с командиром 2-м лейтенантом Арнольдом Роем погибли. Кроме того, еще 9 бомбардировщиков получили серьезные повреждения от близких разрывов, а 16 отделались легкими повреждениями в виде отдельных осколочных пробоин. Таким образом, лишь три машины из 29 вернулись на аэродром полностью невредимыми.
Участвовавший в том рейде лейтенант Харлан Джонсон вечером того же дня сделал в своем дневнике следующую запись:

"Ляйпциг, Германия (очень "горячее" место). Цель - авиазавод, выпускающий Ме-109. Зенитная артиллерия стреляла часто и точно. Потерян еще один ведомый (лейтенант Рой) - прямое попадание разломило его самолет пополам. Не было видно, чтобы кто-то спасся. Видел, как идут вниз другие самолеты. Некоторые из них горели."

Экипажу самолета с именем "Энни МакФэнни" под командованием лейтенанта Честера Юджина Флика пришлось выдержать в этом вылете серьезное испытание: один из германских снарядов разорвался у хвостовой части, нанеся серьезные повреждения стабилизаторам и рулям высоты, а осколки еще нескольких пробили оба двигателя и лопасти пропеллеров на правой плоскости. По счастью, никто из членов экипажа не получил ранений, а Честер Флик и второй пилот Джон Шволов смогли развернуть "Летающую крепость" на обратный курс и долететь до Англии. Однако добраться до своей базы в Молсворте у них не получилось, поскольку правый внутренний двигатель самолета начал гореть. Оценив ситуацию, авиаторы решили вынужденно садиться на аэродром Вудбридж, и это им удалось, хотя и не без проблем. На пробеге самолет из-за выхода из строя тормозной системы сошел с полосы, зацепил стоявший на летном поле учебный двухмоторный "Оксфорд", нанеся тому повреждения, и лишь затем остановился. Быстро подоспевшая британская аварийная команда потушила пожар, так что бомбардировщик после этого еще оставался пригодным для ремонта и дальнейшего восстановления.

За время Второй мировой войны лейтенант Честер Юджин Флик совершил 34 боевых вылета в качестве командира экипажа бомбардировщика B-17.

Лейтенант Честер Юджин Флик (на фото крайний слева в фуражке) и его экипаж фотографируются на фоне бомбардировщика B-17G. Англия, графство Кембриджшир, аэродром Молсворт, 19 июля 1944 года.
Лейтенант Честер Юджин Флик (на фото крайний слева в фуражке) и его экипаж фотографируются на фоне бомбардировщика B-17G. Англия, графство Кембриджшир, аэродром Молсворт, 19 июля 1944 года.

Michael Traurig