Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«ТАСС уполномочен заявить» - на кого похож предатель?

Детективный сериал «ТАСС уполномочен заявить» (1984) великолепен и, хотя, он недотягивает до «Семнадцати мгновений весны» (1973), но, тем не менее, он и теперь производит впечатление (я помню, что там - претенциозно-дурацкие косяки, вроде «ресторана Макдональд`с» с музыкой). В нём есть гораздо более интересные и захватывающие детали – так, режиссёр Владимир Фокин собрал вместе Штирлица/Тихонова и Адъютанта/Соломина, объединив их единым замыслом.

Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншот.

На роль красавицы Пилар он пригласил фотомодель и манекенщицу Эльвиру Зубкову, а изображать американца с немецкими корнями (Джона Глэбба) позвал генацвале Вахтанга Кикабидзе. Но и типаж изменника Родины – благополучного красавца Сергея Дубова – представляется не таким уж случайным. Почему именно Борис Клюев? Требовалось портретное сходство с дипломатом Александром Огородником, чья история послужила основой для романа?

Предатель Александр Огородник, чья история легла в основу детектива. Источник - https://e-news.su/politics
Предатель Александр Огородник, чья история легла в основу детектива. Источник - https://e-news.su/politics

Этого сходства нет – Огородник был круглолицым и каким-то неприятно-мягким, тухлым, тогда как изобразивший его Клюев – остроносый, с чёткими, волевыми чертами лица. Требовалась импозантность и умение носить дорогие костюмы? Таких – много. И потом, всё внимание в советских детективах обращено в сторону доблестных органов (КГБ, милиции, прокуратуры), а личность шпиона (вора, убийцы, жулика-мошенника, etc) – это, скорее фоновая деталь. Но здесь оказался важен …профиль Бориса Клюева.

Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Посмертная маска Сергея Дубова. Скриншот.
Кадр из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Посмертная маска Сергея Дубова. Скриншот.

Не актёрский профиль в виде амплуа, но тот, которым наградила его природа. В одной из сцен мы видим посмертную маску его героя – с которой работал гримёр. Это же Наполеон. Для такого самовлюблённого подонка, считающего себя выше других, и нужен был актёр, напоминающий Бонапарта. Ямочка на твёрдом подбородке! И снова это вышло не нарочно – такое ощущение, что авторы фильма поймали какой-то «поток», превращающий средненькую вещь Юлиана Семёнова в изящное действо.

Кадры из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншоты.
Кадры из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншоты.

Во всяком случае, многие замечают сходство с «корсиканцем», но я нигде не читала, что искали именно это. Но – так вышло. И попали в точку. Бонапарт Серёжа. Сочетание воли с подлостью. Умение со сдержанной улыбкой ходить по головам. Способность к хладнокровному убийству. И тут же – комплекс неполноценности. Чтение дневников Дубова, найденных в гараже – так себе приёмчик, что-то из пафосных киношек 1930-1950-х о разоблачении агентов, но зато – быстро и доходчиво.

 Портреты Наполеона взяты из Википедии.
Портреты Наполеона взяты из Википедии.

Крутой и сильный (с виду) мужик дико страдал из-за того, что ему ...недодали жизненных благ. Мало дали. Всё – мало. А он достоин большего. И, если честно, я не особо верю, чтобы человек, занимающийся шпионажем на высоком уровне, стал бы раскидывать писанину такого свойства: мол, слабым не место в этом мире и их надобно в крематорий. Однако наше кино – это дидактика, прежде всего, а для воспитательного эффекта нужен убого-ницшеанский поток сознания плюс орлиный нос Буонапарте.

Фотография, сделанная в процессе съёмок фильма. Всё-таки Алфёрова - богиня. Источник - https://www.pinterest.ru/
Фотография, сделанная в процессе съёмок фильма. Всё-таки Алфёрова - богиня. Источник - https://www.pinterest.ru/

В своё время доводилось читать о том, что якобы-любвеобильный Наполеон просто использовал женщин, вообще не воспламеняясь от них. Его Прекрасной Дамой была власть. Примерно так же действовал Сергей Дубов. Страстно влюблённую в него Ольгу Винтер он травил ядом несколько дней подряд, глядя как загибается красивая женщина с широко распахнутыми глазами (кстати, Ольгу сыграла Ирина Алфёрова / Констанция, также умершая от яда, насыпанного леди Винтер - в «Трёх мушкетёрах», а Клюев там же был Рошфором).

Кадры из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншоты.
Кадры из фильма «ТАСС уполномочен заявить» (1984). Скриншоты.

Помните вторую «подружку» Дубова – молоденькую Ольгу Вронскую (Марина Левтова)? Она с удовольствием поведала, что Серёжа много рассказывал о йоге и разгрузочных днях. Эта был некий маркер отрицательного или – сомнительного персонажа и, если Раиса Захаровна (в том же 1984 году!) со своей бессолевой диетой и йога-практиками – смешна, то Сергей Дубов – страшен. В общем, так всё дивно совпало – из типового детектива «про шпионов» получился постмодернистский шедевр с массой забавных аллюзий.

Zina Korzina (c)