Найти тему
Кинооператор рассказывает

91. Какие куклы подменяли астронавтов в миссии "Аполлон-15" - перчаточные или на гапите (с палочкой в попе)?

В этой статье мы попробуем ответить на вопрос: Какого типа куклы использовало НАСА, когда в некоторых эпизодах заменяло ими астронавтов в миссии "Аполлон-15"? Были ли это перчаточные куклы типа Петрушки?

Перчаточная кукла Петрушка
Перчаточная кукла Петрушка

Или же в миссиях "Аполлон-15" и "Аполлон-16" использовались куклы, насаженные попой на деревянный стержень, куклы на гапите?

Куклы на деревянном стержне, гапите.
Куклы на деревянном стержне, гапите.

Дело в том, что меня вновь и вновь спрашивают, каким образом был снят долгий проезд ровера по Луне, длительностью около 6 минут. И какого размера был павильон? Сегодня разберёмся с первой частью вопроса, и вы увидите, что без кукол здесь не обошлось. А расчёт размера павильона, где ездил ровер, отложим для следующей статьи.

Многие кадры кинохроники пребывания американцев на Луне мы увидели впервые только после того, как в 2005 году появился Ю-Туб. Вначале качество выложенных видеозаписей было таким низким, что трудно было понять, что делают астронавты и что вообще происходит в кадре. Отчасти это было связано с тем, что некоторые исходники (кадры, снятые якобы на Луне) изначально были плохого качества, причём, чаще всего, умышленно плохого качества. И о том, что происходило в кадре, можно было лишь догадываться. Вот попробуйте на следующем кадре найти перо и молоток, выпущенные из рук актёра, изображающего астронавта.

Эксперимент "Молоток и перо", в этом кадре они уже летят вниз.
Эксперимент "Молоток и перо", в этом кадре они уже летят вниз.

Некоторые видеофрагменты пребывания астронавтов на так называемой Луне можно было скачать по ссылке и до появления Ю-Туба, с сайта НАСА или других сайтов, но, из-за малой пропускной способности интернета, видеоролики были разрешением 240х176 пикселей и всего на несколько секунд.

Два астронавта как бы на Луне. Размер видеокартинки 240х176 пикселей
Два астронавта как бы на Луне. Размер видеокартинки 240х176 пикселей

Но уже тогда можно было понять, что вместо астронавтов в некоторых эпизодах используются куклы.

Использование кукол в художественных кинофильмах не является чем-то необычным. В 1935 году на «Мосфильме» был снят первый советский научно-фантастический фильм на «лунную» тему - “Космический рейс” (режиссёр В.Журавлёв, оператор – А.Гальперин), в котором космические путешественники прилуняются на обратной стороне Луны и водружают флаг СССР. Во время путешествия по лунным горам старик-академик проваливается в пропасть, в пещеру, и его заваливает упавшими камнями.

Академик скатился на дно пропасти в пещеру. Кадр из фильма "Космический рейс".
Академик скатился на дно пропасти в пещеру. Кадр из фильма "Космический рейс".

Чтобы показать, как космонавт скользит по склону гор и падает в расщелину, использовали куклу.

-6

Чтоб кукла не пролетела по кадру слишком быстро, ее притормаживали ниткой, привязанной к шлему. На стоп-кадре можно видеть идущую от шлема вправо примерно под углом 30 градусов белую нитку.

-7

После этого кадра кукла-космонавт продолжает скользить вниз и падает уже на самое дно пропасти, в пещеру.

Космонавт (его изображает кукла) скользит по склону на дно пропасти.
Космонавт (его изображает кукла) скользит по склону на дно пропасти.

Вот как это выглядит на ВИДЕО:

Есть две причины, почему используются куклы. Во-первых, бюджет фильма не позволяет изготовить гигантские декорации "лунных" гор, поэтому используются миниатюры в масштабе 1:8 - 1:10. А во-вторых, по соображениям безопасности, никто не будет заставлять актёра бросаться вниз, в каменистую пропасть. Вместо актёра такую задачу выполнит кукла.

Замену актёра куклой вы можете увидеть даже в фильме Чарли Чаплина "Золотая лихорадка" (1925 год). Домик, в котором остановились Маленький Бродяга (Чарли Чаплин), снесло на край обрыва. Утром Чарли Чаплин пытается открыть дверь, но она примёрзла. Маленький Бродяга с разбега толкает дверь и вылетает наружу, повиснув на дверной ручке над пропастью.

Чарли Чаплин в фильме "Золотая лихорадка".
Чарли Чаплин в фильме "Золотая лихорадка".

Этот опасный трюк с зависанием над пропастью выполнила кукла. А чтобы кукла могла поднять ноги и забраться назад, к ногам были привязаны ниточки, за которые куклу втягивали в игрушечный домик.

Этот же фрагмент вы можете посмотреть с музыкой:  Фрагмент из фильма "Золотая лихорадка"

Именно такой приём, известный со времён Немого кино (кукла вместо актёра), использовало НАСА в эпизоде долгого проезда ровера якобы по Луне в миссии "Аполлон-15". По замыслу НАСА, этот проезд (ссылка будет дана чуть ниже) выполнен 16-мм кинокамерой, укреплённой на ровере с правой стороны (по ходу движения). Камера так и была, без чехла, ничем не закрыта.

16-мм кинокамера “Маурер” на ровере.
16-мм кинокамера “Маурер” на ровере.

Сначала ровер долго едет, правда, самого ровера мы не видим. На переднем плане - муляж телекамеры, движущийся стоп-кадрами на фоне ослепительно белого безфактурного пейзажа.

-11

Наконец, ровер останавливается, и из-за левой границы кадра появляется кукла-астронавт. В течение двух минут кукла делает какие-то движения, типа поправляет антенну.

-12

Когда кукла появляется в кадре в первый раз в левом углу, мы в течение 39 секунд видим её неподвижную, вытянутую руку. Кукла не шевельнула ни одним пальцем, ни разу не согнула вытянутую вперёд руку, целых 39 секунд! Лишь лист бумаги, прикреплённый к фотоаппарату, качался на ветру.

Куклу нам ни разу не показали во весь рост, только по пояс, поскольку трудно в кукольном спектакле правильно передать поступь ног, движения ног всегда будут выдавать "кукольность" персонажа. По движениям куклы ощущается, что её держат снизу на палке, на гапите, слегка поворачивая влево-вправо вокруг оси. И если показать "больше", то будет видна палочка, поддерживающая кукол-астронавтов снизу.

Так кукол показывают в спектаклях.

"Необыкновенный концерт". Кукольный театр С.Образцова.
"Необыкновенный концерт". Кукольный театр С.Образцова.

Кукла на гапите
Кукла на гапите

Именно так показало НАСА.

Появившись из-за границы кадра первый раз и скрывшись через 39 секунд, кукольный персонаж через некоторое время вновь появляется в кадре и ещё около минуты "возится" с антенной - тень антенны шевелится. Опять мы видим куклу только по пояс.

Но есть и некоторое различие с первым появлением. Кукла вдруг запрокидывает голову в шлеме назад. Шлем поднимается вверх, а потом опускается вниз.

Интересно, как это у них (у астронавтов) получается двигать шлем относительно скафандра наклоном головы?

Астронавт в шлеме
Астронавт в шлеме

В случае с куклой - это понятно. Вдоль деревянного стержня проходят веревочки или тонкие металлические стержни, с помощью которых можно наклонять голову куклы.

-16
Металлические стержни на гапите для наклона головы
Металлические стержни на гапите для наклона головы

А вот какое усилие нужно приложить астронавту, чтобы хоть немного запрокинуть шлем назад? Он должен ударяться теменной частью головы в заднюю стенку шлема?

Наверняка, меня спросят: а зачем здесь, в этом лунном эпизоде, нужно было показывать куклу? Что здесь сложного или опасного для жизни актёра?

А дело в том, что создателям лунного спектакля нужно было продемонстрировать, что ровер долго едет по Луне. Построить для проездов гигантский павильон с лунными пейзажами нереально, поэтому сделали уменьшенную модель ровера с куклой-астронавтом и сняли её движение кругами то влево, то вправо, среди уменьшенных бутафорских "лунных" гор. И гигантский павильон не понадобился!

А чтобы вы сразу не догадались, что перед вами находится кукла, этот длинный план проезда разрезали на две части, и между ними вставили кадр с живым человеком. Получается такая последовательность: кукла-человек-кукла. Живого актёра поставили в монтаже на несколько секунд, чтобы зритель думал, что до и после этого короткого плана, тоже был показан живой человек.

-18

Однако сделано это было весьма топорно. У куклы рука и пальцы были совершенно неподвижны, а когда появился человек, то он тут же стал шевелить руками, двигать пальцами, крутить в руках какую-то деталь (по легенде НАСА, это - гномон) и крепить её куда-то к спинке ровера. Пальцы в перчатках у актёра легко гнутся, видно, что в перчатках нет никакого внутреннего давления - возникает однозначная мысль, что всё снято на Земле.

Слева – неподвижная вытянутая рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами. Резко изменился весь фон.
Слева – неподвижная вытянутая рука куклы, справа – актёр двигает всеми пальцами. Резко изменился весь фон.

Кроме того, при смене плана поменялся фон за астронавтом, изменилась вся тональность кадра: появился какой-то синевато-сиреневый оттенок. В том кадре, где живой человек (справа), мы видим на фоне мягкие очертания горы и фактуристый, с камешками, грунт за спиной актёра-астронавта. А в кадре с куклой, который идёт встык (слева), фон уже немного другой, гора не очень похожа на ту, что была в кадре с живым человеком, и весь пейзаж сзади стал какой-то «замыленный» (смотрите приведенный выше кадр). Видно, что фон - бутафорский, хотя по идее, что первый кадр, что второй, снимались с одного и того же места, одной и той же кинокамерой, закреплённой на ровере.

Потом актёр делает вид, что садится на ровер, но поскольку мы знаем, что самостоятельно (без помощи двух ассистентов) он этого сделать никак не мог (см.видео по ссылке), то этот момент и не показан. Астронавт подходит к роверу... и тут же уже сидит. Следует грубая склейка, и момент посадки просто вырезан. Вместо этого - бац!... (склейка) - и неподвижная кукла уже сидит на ровере (кадр справа).

Живого актёра (кадр слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).
Живого актёра (кадр слева) через склейку подменяют неподвижной куклой (кадр справа).

Вот момент, когда актёра меняют на куклу. Сделано очень топорно.

Затем с неподвижной куклы камера сразу панорамирует на дорогу, на пейзаж. И далее снимаются только проезды. Ровер долго ездит вокруг одного и того же места, петляя и описывая круги.

Как был снят далее этот длинный проезд и какого размера был павильон, мы расскажем уже в отдельной статье.

А сейчас подведём итог.

За основу съёмок некоторых "лунных" эпизодов в миссии "Аполлон-15" (а также в миссии "Аполлон-16") были взяты технологии производства художественных фильмов Голливуда 20-30-х гг. ХХ века, когда кадры с живыми людьми перемежались кадрами с куклами.

-21

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!