Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Разбираю причины низких продаж в 2021 году автомобилей марки Volkswagen

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В данной статье мне хочется затронуть вопрос деятельности автомобильных компаний, которые наиболее сильно пострадали от различного рода ограничений 2020-го и 2021-го годов. И сегодня речь пойдёт о компании Volkswagen и итогах её деятельности на рынке Российской Федерации в 2021 году.

А для того, чтобы понять всю трагичность ситуации в 2021 году, предлагаю покрутить колесо истории и отправиться в 2017 год, чтобы сформировать точку отчёта, с которой мы будем сравнивать показатели продаж в кризисный период.

Результаты продаж автомобилей марки Volkswagen в 2017 году

В этом нам помогут данные Ассоциации Европейского Бизнеса [1]. В этом году автомобильный рынок в России показал рост на 11,9% относительно 2016 года и я хотел бы процитировать Йорга Шрайбера, председателя комитета производителей АЕБ:

«За весь год продажи пассажирских и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 11,9% до уровня 1 596 млн. штук. Рынку предстоит долгий путь возвращения к его прежнему размеру, но первый и очень важный шаг в правильном направлении сделан»

Если говорить персонально о моделях марки Volkswagen, то в ТОП-25 было представлено две модели этой марки: на шестом месте расположился седан Volkswagen Polo (за год было продано 48 тысяч 595 автомобилей, что на 893 автомобиля больше по сравнению с 2016 годом) и кроссовер Volkswagen Tiguan, который разошёлся тиражом в 27666 проданных автомобилей (это больше на 17006 автомобилей по сравнению с 2016-м годом). Запомните эти цифры.

Столь резкий рост продаж Volkswagen Tiguan произошёл благодаря выводу на рынок второго поколения модели и расходился он как горячие пирожки. Интерес покупателей к Polo тоже легко объясним – его цена составляла около 750 тысяч рублей за среднюю комплектацию и на тот момент это действительно был бюджетный автомобиль, доступный для большинства населения нашей страны.

Динамика продаж концерна с 2013 по 2021 годы

Я взял диапазон с 2013 года, чтобы показать тот факт, что в истории концерна Volkswagen падение объема годовых продаж случалось и раньше и есть все основания полагать, что 2021 и 2022 годы могут повторить результаты 2015-2016 годов:

Динамика продаж автомобилей марки Volkswagen в России в период с 2013 по 2021 годы. Автор графики kua1102
Динамика продаж автомобилей марки Volkswagen в России в период с 2013 по 2021 годы. Автор графики kua1102

Между годовыми объемами продаж в более чем 150 тысяч легковых автомобилей и чуть более 70 тысяч проданных автомобилей в год составляет ровно 3 года. А в 2016 году был зафиксирован локальный минимум продаж в размере 74 тысяч 221 автомобиля. И, как видим, история циклична и ситуация 2015-2016 годов, в общем-то, повторяется.

Что происходит и как так получилось?

Для начала хотелось бы выделить основные новости, которые компания Volkswagen Group публиковала на своём официальном сайте [2].

В январе 2021 года компания сообщает, что появится новый Teramont, который построен на модульной платформе MQB, в четырёх комплектациях Respect, Status, Exclusive и R-Line. А в феврале была представлена специальная версия Volkswagen Polo, комплектация называлась Football Edition, обзор на эту комплектацию уже появлялся на страницах моего журнала. В марте компания сообщила первую информацию о выходящем на рынок компактном кроссовере Volkswagen Taos [3].

На крышке багажника Volkswagen Polo в специальной версии имеется шильда Football Edition. Автор фотографии kua1102
На крышке багажника Volkswagen Polo в специальной версии имеется шильда Football Edition. Автор фотографии kua1102

Апрель ознаменовался тем, что начались продажи Volkswagen Golf, правда цены на него начинались с отметки 2 миллиона 558 тысяч рублей, что автоматически ставило большой крест на перспективы получения хоть каких-то значимых объемов продаж. А если кто-то захотел версию GTI, то за такой Гольф нужно было заплатить уже 3 миллиона 90 тысяч рублей. Как считаете, нужен ли кому-то хэтчбек за 3 миллиона? Кстати, в мае 2021 года дилерский центр «Аксель Сити» в городе Санкт-Петербург сообщил, что первая покупка Golf-GTI состоялась [4].

Июнь был весьма богат на события – 3 июня была проведена премьера Volkswagen Taos, а также был представлен Volkswagen Passat Alltrack, а через месяц, в июле, Volkswagen Tiguan получил новую комплектацию URBAN SPORT, обзор на которую я также уже делал. В сентябре были наконец-то объявлены цены на модель Passat Alltrack – от 3-х миллионов 697 тысяч рублей. Наверное, не надо говорить о том, что у большинства в дилеров этот автомобиль в шоурумах представлен не был.

Т.е. никаких сообщений о том, что компания испытывает дефицит производства автомобилей в связи с недостатком электронных чипов не было. Хотя, например, с конца лета шоурум выглядит достаточно непривычно – всего лишь несколько штук автомобилей, всё остальное пространство пустует.

Как нехватка чипов повлияла на продажи Volkswagen?

2 сентября 2021 года агентство «Интерфакс» сообщило, что российское представительство марки Volkswagen планирует частичные простои завода в Калуге из-за дефицита электронных чипов [5]. Были запланированы остановки производства со 2 по 3 сентября, с 9 по 10 сентября, с 16 по 17 сентября и с 20 по 24 сентября. Учитывая, что объемы выпуска продукции Калужского автозавода составляет примерно 150 тысяч автомобилей в год, то 11 дней простоя могли привести к невыпуску более четырёх с половиной тысяч автомобилей. А в целом по миру в третьем квартале 2021 года Volkswagen сократил программу производства на 800 тысяч автомобилей относительно 2020-го года. Что привело к сокращению операционной прибыли на 12%. Учитывая, что сам Volkswagen полагает, что кризис в связи с нехваткой электронных чипов разрешится в лучшем случае лишь в 2023 году, то ожидать существенного увеличения объема продаж в 2022 году не стоит.

Volkswagen Polo перестал быть народным автомобилем?

Общие объемы продаж в России зависят в существенной степени от наличия недорогой модели. Таковой у KIA стала модель Rio, у АВТОВАЗа Granta, а у Volkswagen – Polo. Именно благодаря финансовой доступности этот автомобиль активно покупался и, собственно, идеально подходил на роль простой машины на каждый день без особой претензии на внутренний лоск. «Дешево и сердито» - именно так я бы охарактеризовал Volkswagen Polo. Однако кризис 2020-2021 привёл к тому, что при оставшихся на прежнем уровне дохода населения сам Поло подорожал до 1 миллиона 34 тысяч рублей (это самая начальная комплектация Origin). Если хочется комфорта и автоматической коробки передач, то за такую комплектацию придётся отдать 1 миллион 180 тысяч 900 рублей. А самый дорогой Поло стоит 1 миллион 443 тысяч 900 рублей. И это рекомендованные розничные цены (по состоянию на ноябрь 2021 года). Далее всё зависит от уровня аппетитов отдельно взятого дилерского центра. Естественно, что теперь, если рассуждать прагматично, возникает вопрос: «Зачем мне платить миллион двести за автомобиль, уровень оснащения которого всё равно соответствует лишь автомобилю B-класса»?

И этот факт добавляет свой вклад в падающие продажи всей марки в целом. Следует ли ожидать стабилизации в 2022 году? Я считаю, что нет. Перспектив на нормальное функционирование границ, появления в достаточном количестве чипов и т.п. нет в обозримом будущем. Поэтому пике продаж, с большой долей вероятности, будет продолжаться.

Другие мои статьи

Результаты деятельности KIA Russia за 11 месяцев 2021 года: что сделано и какие модели самые популярные?

LADA Granta как иллюстрация модели, которой не пошёл на пользу рост цен в 2021 году

Список источников

1. https://aebrus.ru/upload/iblock/b83/rus-car-sales-in-december-2017.pdf

2. https://www.volkswagen.ru/ru/about-us/news.html

3. https://www.volkswagen.ru/ru/about-us/news.html/__layer/layers/new/2021/march/04032021/master.layer

4. https://www.volkswagen.ru/ru/about-us/news.html/__layer/layers/new/2021/may/26052021/master.layer

5. https://www.interfax.ru/business/788096

С уважением, Юрий (kua1102)