По данным переписи населения 2010 года, в России проживает 1771 представителей народности саами. И все они живут на Кольском полуострове. Кроме России представители этого малочисленного народа живут в Норвегии, Финляндии и Швеции. Всего - около 80 000 человек.
Мне удалось побывать в гостях у Полины Герасимовой. Она вместе со всей семьей - саами. И старается поддерживать национальные традиции. Хотя это бывает не очень просто.
Но освоение Севера в советское время сыграло с малочисленными народами злую шутку. Правительство считало, что кочевой образ жизни - это признак отсталости. Поэтому, начиная с 1930-х годов, саамов переселяли в посёлки и почти все их стада стали колхозными. Сейчас саамы уже не кочуют, в отличие от хантов и ненцев.
Сейчас на Кольском полуострове есть саамская община, которая занимается оленеводством и рыболовством. Но тут тоже всё неоднозначно. Нельзя просто взять и пойти ловить рыбу к речке за домом. Нужно сначала получить квоту на вылов, а для этого - собрать кучу бумажек. А разрешенное место вылова находится за пару десятков километров. И там рыба "не ловится".
С оленями тоже не всё просто. Саамов-оленеводов осталось очень мало. Но у Полины есть своё стадо. Только пасётся оно в тундре. И раз в год его пригоняют поближе к посёлку, для того чтобы посчитать оленей, оценить приплод, понять, сколько оленей можно оставить, а сколько продать.
На мой вопрос про количество "своих оленей" Полина отшучивается и говорит, что спрашивать такое неприлично. Ведь количество оленей - прямой показатель благосостояния семьи. И самый дорогой олень (беременная важенка) стоит около 150 000 рублей.
Саамской столицей в России считается посёлок Ловозеро, где проживает большинство саами и расположен национальный культурный центр. Но Полина живёт в посёлке Лопарская. И здесь всего 5 семей саами.
И если бы не кувакса (национальное жилище, похожее на чум), расположенная во дворе, то этот посёлок было бы не отличить от сотен других в России. Но куваксу сейчас используют как беседку или летнюю кухню.
Национальную одежду надевают по праздникам. Но стараются передавать свои традиции и язык детям. Раньше в школах преподавали саамский язык, но сейчас он остался только как факультатив. Его учат как иностранный, да и то не везде.
От государства представители коренных народов могут получить льготную пенсию и грант от Министерства внутренней политики на сохранение традиций, но работает это только для тех, кто ведёт традиционный образ жизни. На подобный грант Полина вместе с другими саами сделали мобильное приложение по изучению саамского языка, чтобы постараться хоть как-то его сохранить.
Ну а в остальном - обычная жизнь семьи в небольшом посёлке. Каждый день нужно возить ребёнка в школу, решать бытовые проблемы, платить за коммунальные услуги, закупать продукты в супермаркете. И со стороны и без национальной одежды очень сложно узнать в Полине представительницу одного из самых малочисленных народов России.