Сегодня поговорим о плюсах и минусах подхода с дабл-трекингом гитары и расскажем, как лучше записывать гитару таким способом.
При записи и сведении групп, в которых есть гитаристы, одна из самых сложных задач – добиться того, чтобы треки звучали так же плотно, мощно и громко, как и вживую. Для достижения этой цели звукорежиссеры используют различные техники, и на сегодняшний день дабл-трекинг является одной из ключевых из них.
Этот термин не требует пояснений, поскольку в целом он относится к практике записи одного и того же инструмента дважды или более раз на отдельные дорожки, а затем панорамирования этих дорожек влево и вправо в миксе. Идея заключается в том, чтобы заставить гитары звучать объемнее и плотнее, а также добавить ширины миксу.
Установка двух микрофонов на разные динамики и их одновременная запись – это не даблтрекинг. Если дублирование делается эффектом, то вы просто используете в два раза больше места на жестком диске, чем вам нужно. Эффект двойного трекинга работает только из-за несоответствий во времени и настройке, которые неизбежно возникают между двумя отдельными дублями. Мы гарантируем, что в первый раз, когда вы попробуете это сделать и широко раскинете в миксе свои любимые пауэркорды, вы будете впечатлены. То есть незаметное несовершенство вашей игры и разница двух дублей играет в данном случае вам на руку!
Когда это стоит делать
Проблема с дабл-трекингом заключается в том, что он может звучать настолько хорошо, что у вас может возникнуть желание сделать двойной трекинг вообще всего. Однако достижение четкой стереокартины в ваших миксах означает размещение отдельных элементов по левому/правому спектру с помощью регуляторов панорамы. Если вы сделаете двойной трек всех гитар, то все они окажутся в миксе друг на друге, и это создаст беспорядок, а не четкое и гармоничное разделение.
В первую очередь вам нужно выбрать, что именно дабл-трековать. Акустические ритм-партии и пауэркорды - главные кандидаты. Также хорошо работают гармонические арпеджио. Некоторые гитаристы любят записывать в две дорожки лид-партии для более плотного тона, но когда вы включаете в игру элементы импровизации и спонтанности, это может быть почти невозможно. Кроме того, если в группе два гитариста, обычно лучше держать их на противоположных сторонах микса.
Передублировать дубли
При записи бэк-вокала вы могли заметить, как ничем не примечательные певцы начинают звучать вполне прилично после того, как они несколько раз записали одну и ту же партию. Проблемы с попаданием в ноты становятся менее заметными, а тембр становится более ровным и приятным. Но то, что работает для вокала, не всегда идет на пользу гитаре.
Очень часто возникает соблазн продолжить записывать все новые дубли гитар. Но наступает момент, когда большое количество дорожек начинает становиться безвкусным. Аккорды перестают звучать пронзительно, теряется четкость, и общее звучание начинает напоминать синтезатор. Это тоже может быть эффективно, но это также может быть звуковым эквивалентом нарисованного фона из десятков стеков Marshall, а не нескольких действительно работающих настоящих стеков Marshall.
Главное - сбалансировать количество дорожек с энергией и настроением самого трека, и один из способов сделать это - не переусердствовать с овердабами. Мы также узнали от Алекса Кейна (Life, Sex & Death и AntiProduct) одну замечательную вещь: пробовать работать с нечетным количеством треков.
То есть, вместо того чтобы придерживаться двух дорожек или четырех, возьмите три или пять. Фокус в том, чтобы панорамировать четное количество треков по ширине, а нечетный трек направить прямо в центр микса. Он даже не обязательно должен быть четко выражен в миксе, чтобы придать ему дополнительную четкость и выразительность.
Меньше однообразия
Эффект с нарисованными Маршаллами скорее всего возникнет, если вы будете использовать один и тот же звук каждый раз. Попробуйте внести небольшие изменения в тембр усилителя или настройки цепи эффектов между перезаписями. А может быть стоит попробовать использовать вовсе разные гитары, усилители, модели усилителей или педали перегруза. Вы также можете попробовать смешивать хайгейновые дубли для тяжести с более чистыми DI-треками для четкости и ясности. Это даст вам возможность тонко настроить текстуру гитар позже в миксе.
Игра с высотой тона
В эпоху магнитофонных лент лучшие многодорожечные магнитофоны имели цифровые дисплеи и регуляторы, так что вы могли точно установить, насколько быстрее или медленнее ,чем обычные 30 IPS (дюймов в секунду), они должны работать. Распространенным трюком было включение вариспида для того, чтобы звучать на несколько центов быстрее на первом дубле и на столько же медленнее на втором.
Если гитара была настроена идеально, а магнитофон возвращали к фиксированной скорости, то в итоге получались две гитарные дорожки с немного разным звучанием. Это создавало тонкий эффект хоруса с дополнительным масштабом и комплексностью.
В наши дни мало кто работает с многодорожечными магнитофонами, но вы можете управлять высотой тона в вашей DAW, а приложения для точной отстройки тона вы можете использовать для настройки гитары на несколько центов выше или ниже. Поэкспериментируйте с величиной смещения высоты тона и посмотрите, что подходит конкретно вашему треку. Лучше всего часто звучит вариант, когда отстроенные дорожки объединены с одной дорожкой, настроенной на небольшой питч и панорамированной по центру.
Задержка и реверберация
В те времена, когда в большинстве студий еще использовались 8- или 16-дорожечные магнитофоны, у продюсеров не было возможности записывать несколько гитарных дорожек. Вместо двухдорожечной записи было принято пропускать гитару через блок задержки, настроенный на 10 мс с одним повтором. Когда гитарная дорожка панорамировалась в одну сторону, а возврат задержки панорамировался в другую, можно было создать эффект искусственного дабл-трека. Этот эффект можно услышать на бесчисленном количестве записей, и он одинаково хорошо работает как с электро-, так и с акустической гитарой.
Поскольку идея двойного дублирования часто заключается в том, чтобы создать ширину и масштаб, а не стену из гитарного звука, вы можете экспериментировать с дилеем и реверберацией для достижения нужного эффекта. Вместо стереоэффектов попробуйте использовать моноэффекты реверберации и задержки и панорамировать их на противоположной стороне микса по отношению к сухому сигналу гитары. Это отличный способ создать ощущение пространства и движения в миксе.
Если вы записываете гитару в помещении c естественной акустикой, попробуйте использовать ближний и дальний микрофоны и записать их на отдельные дорожки, чтобы можно было панорамировать их с разных сторон. Если вы делаете дабл-трек, сделайте то же самое, но поменяйте местами панорамирование сухого и окружающего звука для овердаба. Если вы сделаете это правильно, звук будет действительно объемным и полнотелым.