Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года», опубликованной в 2008-м, в России в указанный срок должны построить около 20 тыс. километров магистралей. В 2013 году объем необходимых инвестиций для реализации намеченных планов оценивали в 4,2 трлн руб.
Появление новых линий, как неоднократно подчеркивалось, поможет в развитии ряда российских регионов, освоении месторождений; повысит мобильность населения страны. В самой Стратегии отмечается роль железных дорог для национальной безопасности и укрепления обороноспособности государства.
Тринадцать лет назад Российские железные дороги являлись второй по величине транспортной сетью мира, уступающей лишь США. Но за это время нас успел серьезно обойти Китай, где в 2020 году насчитывалось уже 146 тыс. км, что примерно на 60 тыс. км больше, чем в России. Причем более половины из них — двойная колея, а около 100 тыс. км электрифицированы. В КНР железнодорожная сеть за это время увеличилась почти в два раза.
К сожалению, в России сегодня не реализовано большинство из намеченных в Стратегии проектов, и высока вероятность, что и через восемь лет многие из них еще останутся на бумаге. В этой публикации предлагаем взглянуть на документ и вспомнить коротко о наиболее примечательных инициативах. За последние два года мы рассказывали о некоторых из них, поэтому при желании можно более детально ознакомиться с тем или иным проектом, перейдя по ссылке.
Северо-Сибирская железнодорожная магистраль
Одной из наиболее грандиозных задумок является линия от Нижневартовска до Усть-Илимска — так называемая Северо-Сибирская магистраль (около 2 тыс. км). Ее строительство обсуждалось еще с 1950-х, разрабатывалось несколько вариантов трассировки, но к реализации так и не приступили. Вопрос поднимался и в 21 столетии — в 2007-м проект одобрил Росжелдор. Но, как видится, он останется открытым и после 2030 года.
Считается, что появление стальной дороги, проходящей через Колпашево, Лесосибирск и Ельчимо, поспособствует хозяйственному освоению обширных территорий Сибири и поможет разгрузить Транссиб, с которым она будет связана посредством нескольких веток; а действующий участок Усть-Илимск – Хребтовая объединит СевСиб и с БАМом.
Северный широтный ход
Не менее масштабная инициатива — Северный широтный ход (СШХ) — линия протяженностью около 700 км от ст. Обская до Коротчаево, которая свяжет Ямал с Уралом и Северо-Западом России и проложит путь к портам Северного морского пути. Строить дорогу в этом месте начинали еще в 1947-м, но после смерти Сталина проект заморозили. Причем в те годы заявлялось о перспективах продления трассы вплоть до Чукотки.
С начала 2000-х возобновить работы за полярным кругом пытались не раз. Проводилось проектирование, тратились сотни миллионов рублей, документы отдавали на экспертизу, заключались разного рода соглашения, но строительство по факту так и не было начато, хотя о его скором старте периодически говорилось на самом высоком уровне.
Геологические изыскания продолжаются и в 2021-м. В этом же году о проекте вспоминали в «Единой России», заявляя о его завершении в течение следующих шести лет. В апреле о СШХ говорил и президент Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием. Глава государства анонсировал выделение средств в рамках программы, предусматривающей предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов под 3% сроком на 15 лет.
После выступления президента было объявлено о подготовке до конца года всех необходимых документов относительно возведения мостового перехода в районе Салехарда, с которого и должен стартовать проект. Поэтому высока вероятность, что в ближайшее время наконец приступят к его реализации.
На Магадан
Наверное, одно из первых, что бросается в глаза при просмотре схемы из «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» — относящаяся к числу стратегических линия протяженностью свыше 2 тыс. км от якутского Томмота до Магадана. Сегодня отрезок до ст. Нижний Бестях можно смело перекрашивать в черный цвет — его сдали в постоянную эксплуатацию в июле 2019-го.
Разрабатываются планы и по продлению линии до Магадана. Начать строительство дороги в северо-восточном направлении от Нижних Бестяху местные власти рассчитывали с 2012 года, сразу по завершении участка от Томмота. Заявлялось, что «железка» дойдет до Магадана за десять лет. Но по ряду причин реализуемый тогда проект затянулся, а дальнейшее строительство магистрали от берега Лены до Охотского моря в 2018-м из-за отсутствия технико-экономических показателей не одобрили в Минэкономразвития РФ.
Те не менее в последние три года продолжали говорить о необходимости линии, а глава РЖД Олег Белозеров подтверждал, что компания прорабатывает вопрос и проводит соответствующие исследования. В августе 2021-го губернатор Магаданской области Сергей Носов провел совещание на эту тему; тогда же стало известно, что из шести возможных вариантов трассы были выбраны два наиболее приоритетных — вдоль автодороги Р-504 и через село Томтор.
Мост на Сахалин
Еще один крупный потенциальный проект в ДФО — мост на остров Сахалин, что предполагает и строительство сотен километров подъездных путей. История эта давняя, обсуждавшаяся еще в царское время. В очередной раз о возможном появлении долгожданного объекта в мае этого года говорил Алексей Чекунов, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики. По словам чиновника, строительство перехода зависит от мировой экономики. Он выразил убежденность, что проект, разработка которого продолжается и сегодня, будет реализован в обозримом будущем.
Замороженные стройки
На бумаге остается и ряд других, не столь масштабных задумок. В некоторых случаях стройка уже начиналась, но в дальнейшем по разным, как правило, финансовым причинам, останавливалась. Это относится и к небольшому участку «Карабула – Ярки» — продолжение ветки от ст. Решоты. Работы стартовали в 2009 году, однако через семь лет незавершенный объект заморозили. По последней информации, в 2022-м планируется подготовить необходимую документацию для возобновления проекта и к 2024 году достроить дорогу.
Десять лет назад приступали и к созданию первой «железки» в Туве. Символический костыль забивал Владимир Путин. Но уложили лишь около 1 км, после чего работы остановились, а об их возобновлении продолжали говорить из года в год. В итоге в марте 2021-го правительство приняло решение отложить проект минимум до 2026 года. Поэтому линия «Курагино – Кызыл» с перспективой продления до Монголии появится еще нескоро.
Еще один интересный проект — перемычка между БАМом и Транссибом — «Могзон – Новый Уоян». От первой станции дорогу в северном направлении потянули еще в 1980-х, но тогда успели сделать совсем немного — отсыпать несколько километров земляного полотна и построить два моста. Ввиду отсутствия финансирования стройку остановили.
По этой же причине проект не удалось возобновить в 2007-м, что планировали сделать при поддержке инвесторов с привлечением средств РЖД и региональных бюджетов (Бурятии и Читинской обл.). Но на следующий год разразился финансовый кризис. Сегодня вопрос по-прежнему находится в подвешенном состоянии. На наш запрос в ОАО «РЖД» ответили, что строительство может начаться при наличии средств и при условии разработки ТЭО проекта с подтверждением его экономической эффективности для всех участников.
Это далеко не все проекты, представленные в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Отдельного внимания заслуживает тема высокоскоростных железнодорожных магистралей. В этом направлении строили грандиозные планы, но пока в России так и нет ни одной ВСМ. А до 2030 года может появиться лишь линия между Москвой и Санкт-Петербургом. Да и то не факт.
В целом общая протяженность сети железных дорог в стране составляет около 85,5 тыс. км, половина из которых электрифицирована. По этому показателю Россия, как упоминалось в начале статьи, занимает третье место в мире. Нет сомнений, что в следующие годы реализуют новые и возобновят некоторые старые проекты. Сколько еще линий, представленных в Стратегии РЖД, окрасится в черный цвет в следующие восемь лет — покажет лишь время.