Найти в Дзене
Строительный мир

Железные дороги России, которых нет. По крайней мере, пока

Оглавление

Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года», опубликованной в 2008-м, в России в указанный срок должны построить около 20 тыс. километров магистралей. В 2013 году объем необходимых инвестиций для реализации намеченных планов оценивали в 4,2 трлн руб.

Появление новых линий, как неоднократно подчеркивалось, поможет в развитии ряда российских регионов, освоении месторождений; повысит мобильность населения страны. В самой Стратегии отмечается роль железных дорог для национальной безопасности и укрепления обороноспособности государства.

© Kirill Borisenko / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Наиболее важные железнодорожные линии России)
© Kirill Borisenko / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Наиболее важные железнодорожные линии России)

Тринадцать лет назад Российские железные дороги являлись второй по величине транспортной сетью мира, уступающей лишь США. Но за это время нас успел серьезно обойти Китай, где в 2020 году насчитывалось уже 146 тыс. км, что примерно на 60 тыс. км больше, чем в России. Причем более половины из них — двойная колея, а около 100 тыс. км электрифицированы. В КНР железнодорожная сеть за это время увеличилась почти в два раза.

© rzd.ru (Схема из "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года")
© rzd.ru (Схема из "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года")

К сожалению, в России сегодня не реализовано большинство из намеченных в Стратегии проектов, и высока вероятность, что и через восемь лет многие из них еще останутся на бумаге. В этой публикации предлагаем взглянуть на документ и вспомнить коротко о наиболее примечательных инициативах. За последние два года мы рассказывали о некоторых из них, поэтому при желании можно более детально ознакомиться с тем или иным проектом, перейдя по ссылке.

Северо-Сибирская железнодорожная магистраль

Одной из наиболее грандиозных задумок является линия от Нижневартовска до Усть-Илимска — так называемая Северо-Сибирская магистраль (около 2 тыс. км). Ее строительство обсуждалось еще с 1950-х, разрабатывалось несколько вариантов трассировки, но к реализации так и не приступили. Вопрос поднимался и в 21 столетии — в 2007-м проект одобрил Росжелдор. Но, как видится, он останется открытым и после 2030 года.

Считается, что появление стальной дороги, проходящей через Колпашево, Лесосибирск и Ельчимо, поспособствует хозяйственному освоению обширных территорий Сибири и поможет разгрузить Транссиб, с которым она будет связана посредством нескольких веток; а действующий участок Усть-Илимск – Хребтовая объединит СевСиб и с БАМом.

Северный широтный ход

Не менее масштабная инициатива — Северный широтный ход (СШХ) — линия протяженностью около 700 км от ст. Обская до Коротчаево, которая свяжет Ямал с Уралом и Северо-Западом России и проложит путь к портам Северного морского пути. Строить дорогу в этом месте начинали еще в 1947-м, но после смерти Сталина проект заморозили. Причем в те годы заявлялось о перспективах продления трассы вплоть до Чукотки.

© Charly1234 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Построенные, заброшенные и планировавшиеся линии)
© Charly1234 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Построенные, заброшенные и планировавшиеся линии)

С начала 2000-х возобновить работы за полярным кругом пытались не раз. Проводилось проектирование, тратились сотни миллионов рублей, документы отдавали на экспертизу, заключались разного рода соглашения, но строительство по факту так и не было начато, хотя о его скором старте периодически говорилось на самом высоком уровне.

Геологические изыскания продолжаются и в 2021-м. В этом же году о проекте вспоминали в «Единой России», заявляя о его завершении в течение следующих шести лет. В апреле о СШХ говорил и президент Владимир Путин, выступая перед Федеральным собранием. Глава государства анонсировал выделение средств в рамках программы, предусматривающей предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов под 3% сроком на 15 лет.

© ComIntern / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Трансполярная магистраль. Перегон Салехард – Надым, 2004 год)
© ComIntern / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Трансполярная магистраль. Перегон Салехард – Надым, 2004 год)

После выступления президента было объявлено о подготовке до конца года всех необходимых документов относительно возведения мостового перехода в районе Салехарда, с которого и должен стартовать проект. Поэтому высока вероятность, что в ближайшее время наконец приступят к его реализации.

На Магадан

Наверное, одно из первых, что бросается в глаза при просмотре схемы из «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» — относящаяся к числу стратегических линия протяженностью свыше 2 тыс. км от якутского Томмота до Магадана. Сегодня отрезок до ст. Нижний Бестях можно смело перекрашивать в черный цвет — его сдали в постоянную эксплуатацию в июле 2019-го.

Разрабатываются планы и по продлению линии до Магадана. Начать строительство дороги в северо-восточном направлении от Нижних Бестяху местные власти рассчитывали с 2012 года, сразу по завершении участка от Томмота. Заявлялось, что «железка» дойдет до Магадана за десять лет. Но по ряду причин реализуемый тогда проект затянулся, а дальнейшее строительство магистрали от берега Лены до Охотского моря в 2018-м из-за отсутствия технико-экономических показателей не одобрили в Минэкономразвития РФ.

© A. L. (loading) / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Станция Нижний Бестях, 2016 год)
© A. L. (loading) / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Станция Нижний Бестях, 2016 год)

Те не менее в последние три года продолжали говорить о необходимости линии, а глава РЖД Олег Белозеров подтверждал, что компания прорабатывает вопрос и проводит соответствующие исследования. В августе 2021-го губернатор Магаданской области Сергей Носов провел совещание на эту тему; тогда же стало известно, что из шести возможных вариантов трассы были выбраны два наиболее приоритетных — вдоль автодороги Р-504 и через село Томтор.

Мост на Сахалин

Еще один крупный потенциальный проект в ДФО — мост на остров Сахалин, что предполагает и строительство сотен километров подъездных путей. История эта давняя, обсуждавшаяся еще в царское время. В очередной раз о возможном появлении долгожданного объекта в мае этого года говорил Алексей Чекунов, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики. По словам чиновника, строительство перехода зависит от мировой экономики. Он выразил убежденность, что проект, разработка которого продолжается и сегодня, будет реализован в обозримом будущем.

Замороженные стройки

На бумаге остается и ряд других, не столь масштабных задумок. В некоторых случаях стройка уже начиналась, но в дальнейшем по разным, как правило, финансовым причинам, останавливалась. Это относится и к небольшому участку «Карабула – Ярки» — продолжение ветки от ст. Решоты. Работы стартовали в 2009 году, однако через семь лет незавершенный объект заморозили. По последней информации, в 2022-м планируется подготовить необходимую документацию для возобновления проекта и к 2024 году достроить дорогу.

Десять лет назад приступали и к созданию первой «железки» в Туве. Символический костыль забивал Владимир Путин. Но уложили лишь около 1 км, после чего работы остановились, а об их возобновлении продолжали говорить из года в год. В итоге в марте 2021-го правительство приняло решение отложить проект минимум до 2026 года. Поэтому линия «Курагино – Кызыл» с перспективой продления до Монголии появится еще нескоро.

© Agilight / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0
© Agilight / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Еще один интересный проект — перемычка между БАМом и Транссибом — «Могзон – Новый Уоян». От первой станции дорогу в северном направлении потянули еще в 1980-х, но тогда успели сделать совсем немного — отсыпать несколько километров земляного полотна и построить два моста. Ввиду отсутствия финансирования стройку остановили.

По этой же причине проект не удалось возобновить в 2007-м, что планировали сделать при поддержке инвесторов с привлечением средств РЖД и региональных бюджетов (Бурятии и Читинской обл.). Но на следующий год разразился финансовый кризис. Сегодня вопрос по-прежнему находится в подвешенном состоянии. На наш запрос в ОАО «РЖД» ответили, что строительство может начаться при наличии средств и при условии разработки ТЭО проекта с подтверждением его экономической эффективности для всех участников.

Это далеко не все проекты, представленные в «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Отдельного внимания заслуживает тема высокоскоростных железнодорожных магистралей. В этом направлении строили грандиозные планы, но пока в России так и нет ни одной ВСМ. А до 2030 года может появиться лишь линия между Москвой и Санкт-Петербургом. Да и то не факт.

В целом общая протяженность сети железных дорог в стране составляет около 85,5 тыс. км, половина из которых электрифицирована. По этому показателю Россия, как упоминалось в начале статьи, занимает третье место в мире. Нет сомнений, что в следующие годы реализуют новые и возобновят некоторые старые проекты. Сколько еще линий, представленных в Стратегии РЖД, окрасится в черный цвет в следующие восемь лет — покажет лишь время.