Найти тему

ПОЧЕМУ Я ЗАСТАВИЛ СЕБЯ СМОТРЕТЬ СЕРИАЛ О ВЕРТИНСКОМ


.

.

.

Перестал я смотреть сериалы потому, что переключился на телеканал Звезда, на исторические передачи и загадки. Пропустил и сериал про Шостаковича (скорее всего интересный), и про Вертинского. Спохватившись, хотел посмотреть первые две серии о Вертинском в интернете, и с грустью обнаружил, что просмотр уже платный, триста пятьдесят рублей. Потом, все таки, (спустя день) нашел первую серию о Вертинском в бесплатном приложении. Но как только открылась мне картина после титров, (в которых я успел прочитать имя Авдотьи Смирновой), с вида скульптурных мужских бедер крупным планом со спины, смотреть поначалу не смог.. Может быть, для такой утонченной натуры как Авдотья Смирнова обнаженные бедра мужчины и воплощают нечто эстетически выходящее за рамки наших обыденных представлений о красоте, и до этого нужно дорасти. Но я вот люблю картины с лица крупным планом. Или, с глаз...Но все таки, решил посмотреть этот сериал, тем более, что к Адвотье Смирновой относился всегда хорошо. Авдотья умная, интересная. (лишь позднее я стал понимать, что , таких как Авдотья в России много, и даже умнее, и одареннее чем она. ) Говоря же о Вертинском, я открыл его опосредовано, умом. Раньше, меня раздражали его жеманные манеры, его голос, лишь потом я понял, что это Серебряный Век, и что -то в его голосе есть. Это нужно суметь понять. Хотя, Марка Бернеса я полюбил непосредственно. Как услышал лет с пяти, так его и полюбил.

А самый любимый мой исполнитель старых времен , не Вертинский конечно, а Георгий Виноградов...Впрочем, и он (не только Вертинский) это традиция Серебряного Века, но другая, более поздняя ее ветвь. Не северянинская, (или северянински декадентская и манерная как , скажем, у Вертинского) а может быть , даже бальмонтовская. У Георгия Виноградова именно врожденный красивый голос от природы. Бархатный лирический тенор, как про него говорили, хотя он и пил и курил, (был даже выпивохой, и на почве алкоголя скандалистом), это не сказалось ни на его голосе, ни на его проникновенном элегическом тембре, ни на вдумчивой подаче. В отличие от другого популярного певца тех лет, Ивана Козловского, Георгий Виноградов более сдержанный, но всегда лиричный и душевный в каждой своей интонации. И даже тот факт, что Виноградов попал на какое- то время в опалу, на самом пике популярности, лишь добавляет ему чести. Хотя, это уже несколько другая история, и не столь широко известная.

Да и кто стал бы снимать сейчас сериал о Виноградове?

В общем, вышло так, что вначале посмотрел я седьмую серию о Вертинском, (к своему ужасу, с нее и начал смотреть фильм), а затем, начальные серии. Сам Вертинский получился симпатичным, хотя , когда он в фильме выступает с куплетами, образом больше напоминает славного а восьмидесятых Олега Гаркушу , но это даже интересно. Хотя, поневоле думаешь, что вокруг бы создать вместо ресторанной шикарной обстановки обстановку кафе Сайгон.... В целом же, фильм неплох по драматургии, но в нем нет никакой ни жизненности, ни духа той эпохи. Без хорошо продуманной сценарной драматургии, (заслуга Авдотьи Смирновой) все это пожалуй напоминало бы роскошное кукольное, или ряженое представление, ибо, даже не смотря на продуманную драматургию, ощущается женская психология, но не психология жизни.

Чисто женский взгляд на артиста, на время, на отношения, и на все остальное.

Много отношений, много манерности и слов, много любви, без самой любви, как звезд без космоса.. В фильме много какого –то, я бы сказал эстетического желе, но не достает сока, или крови. Хотя, в целом, (повторился бы) ничего, даже калейдоскопично и живо по диалогам. Еще раз признаюсь, (и напомню) , что лишь после просмотра седьмой серии, затем я все-таки набрался мужества, терпения, и философской отстраненности (которой мне видимо так не хватает, вместе со всеми вышеперечисленными качествами), и сделав глубокий вдох, посмотрел уже самые первые серии о Вертинском.

Еще раз убедился в том, что на удивление, картина неплохая.

В чем угодно можно усомниться, в чем угодно можно упрекнуть А. Смирнову , но точно эту картину не упрекнешь ни в бездарности, ни в отсутствии работы , ни в продуманности. Другое дело, что А.Смирнова человек не культуры кино, а человек культуры театральной. На чисто зрительском ряде, все ее кино не выглядело бы убедительным, если бы не
ее чувство драматизма, а так же редкий вкус к позам, монологам, словам, и иной, может быть и празднично иллюзорной , но довольно событийной мишуре, то смешной, то трагичной.

Эту картину и вправду можно назвать если не шедевром, то событием.

Шедевром ее фильм я бы все таки не назвал, особенно, если начать ее фильм сравнивать с другими картинами. Но событием ее фильм назвать можно. В качестве сравнения, возможно, чисто нравственно Авдотья Смирнова намного лучше Никиты Михалкова, умнее, глубже и ярче его. Но старые фильмы Никиты Михалкова (к примеру один его фильм про Обломова по Гончарову) все таки намного лучше, и достовернее, и как ни странно, в них больше души и жизни. Впрочем, не одним сравнением измеряются произведения. Каждое произведение интересно со своей точки зрения. Поэтому, вновь вернусь к сериалу о Вертинском.

К самому Вертинскому я относился всегда сдержанно.

Но может быть лишь сейчас (посмотрев многие кадры из данной картины) я понял, что отчасти и молодой Костя Кинчев и Олег Гаркуша, а особенно, группа Аукцыон , это конечно продолжение традиции Вертинского, это может быть первое что я бы заметил. Однако, Прекрасная Вера Холодная получилась в фильме вообще никакой. Это кто угодно, но только не Вера Холодная. В фильме много и других ,либо чисто промежуточных, либо чисто коммерческих ходов,(вспомнить самое начало картины) рассчитанных на дешевую сенсацию у невзыскательного современного зрителя , да и вряд ли Вертинский был таким, какой его видит Авдотья Смирнова.

Но по своему она его видит ярко и интересно.

Наверное, такой сериал и могла создать женщина, которая так странно вышло замуж за Анатолия Чубайса, (это как сказочная Василиса вышла бы замуж за богатого Кощея , или Прозерпина за богатого Аида). Правда, она это видимо и сделала, что бы у чутких людей создалось ощущение сказочной жертвы, такой вот утонченной и хрупкой Авдотьи - такому вот деловому человеку, и политику, как Чубайс, отношение к которому в народе печально известно…

Почему то глядя ее фильм, подумал вдруг об этом.

А почему подумал , не понял сам. Возможно, потому, что отчасти и ее картина строится на подобной же логике любовной жертвы. Впрочем, это уже другой разговор, и наверное более сложный, к которому я честно говоря интеллектуально не готов, ибо для меня самого многое остается загадкой. Да и не это самый таинственный вопрос .Самый загадочный для меня вопрос это все таки вопрос о самом Вертинском.

Почему так любили Александра Вертинского, в юности я этого не понимал.

Противный исполнитель, с жеманно напудренными манерами, с посаженным кокаином связками, и словно отдающий какой то французской парфюмерией. Ахматова о нем вспоминала, как о неприятном человеке с маленькими и злыми глазами. Но она же подчеркивала, что у него были удивительно артистичные руки . И хотя, Ахматова мало о ком говорила с любовью, (касалась ли ее речь Цветаевой, Есенина, или Ахмадулиной, только юного Бродского сентиментально и любила) ,ее замечание неожиданно, и интересно.

Вертинский был очень обходительным, и манерным.

Из своей манерности он и построил свое театрально декадентское пространство. Возможно, в смысле манерности , он что- то взял у Михаила Кузьмина, с которым дружил, но любимым его поэтом был Блок. Он всегда стремился создать нечто песенно-блоковское. Но то что у Блока было поистине ангельским, у Вертинского выходило лишь лунно- кукольным. В юности я не понимал Вертинского. Но сейчас понимаю, что- то есть в его голосе, и манерах, даже чарующее, умиляющее. Ни то что бы, именно таким был Серебряный Век.

Но Серебряный Век был в том числе и таким.

Но даже не атмосферой Серебряного Века интересен сериал Авдотьи Смирновой, (есть фильмы в которых эта атмосфера представлена намного достовернее ,тоньше или намного выразительнее) а скорее взглядом на судьбу, на перемены , на целых три духовных эпохи в России, через которое прошло становление Вертинского, и возращение его на Родину.

Чем симпатичен Вертинский чисто по человечески?

Вертинский симпатичен своим патриотизмом, который он скорее всего впитал еще со времен первой мировой войны , и который в нем особенно проснулся в поздние годы. Он был одним из немногих, с открытой симпатией говоривших о СССР. Плюс, ко всему он может быть и театральный, но поразительный актер, имея в ввиду его роль в фильме Заговор обреченных.

За эту роль, ему даже вручили сталинскую премию.

Был ли сам Вертинский поэтом, более спорный, и сложный вопрос. Вертинский был все- таки большим артистом, а не поэтом, хотя, некоторые тексты его песен выразительны и поэтичны . Он хотел быть поэтом, но смог в итоге стать лишь артистом.

Но, зато артистом неподражаемым, и уникальным.