Найти тему
Провинциальный DIGITAL

Бизнес против мусора: как работает единственная в Приморском крае компания с оборотной тарой

Yogurt Shop принципиально продаёт «молочку» в стеклянной таре и принимает её для повторного использования. Хотя работать с одноразовой пластиковой упаковкой и проще, и выгоднее. Финансовые показатели компании говорят о том, что бизнес-цели и экологические инициативы вполне совместимы, и любой бизнес при желании может производить меньше мусора.

Бренд Yogurt Shop появился в Сочи в 2017 году, франшизы находятся в нескольких крупных городах России. В том числе и в Приморском крае. Здесь компания работает с 2019 года и, помимо Владивостока, «молочку» можно купить в Уссурийске, Находке, Фокино, Артёме, Арсеньеве, Большом Камне и Кавалерово. Стеклянную тару в оборот запустили сразу с открытием бизнеса в Сочи. Остальные города инициативу поддержали.

Обработка стеклотары на Yogurt Shop происходит в несколько этапов. Сначала банки и бутылки замачивают в специальном растворе. Затем механически убирают остатки упаковки, после чего автоматически промывают. Завершается процесс обработки стерилизаций при температуре 180 градусов.

Специальный шкаф для стерилизации банок.
Специальный шкаф для стерилизации банок.

Андрей Иванчихин, младший партнёр Yogurt Shop во Владивостоке:

«Выгоды в деньгах нет. Мы часто даже переплачиваем, так как б/у тару нужно собрать у людей, привезти её в цех, отсортировать, помыть, убрать остатки этикеток, продезинфицировать несколькими способами и только потом пускать в производство. Так что это всё довольно трудно и финансово затратно. Этот шаг для нас больше не про дополнительный заработок, а именно про заботу о экологии, это наш посильный вклад. Да и сам продукт у нас отличного качества. Такой жалко паковать в пластик».

Оборотная тара в производстве – это «хорошо забытое старое». В СССР пластиковая упаковка в пищевой промышленности массово не использовалась, всё разливали в стеклянную тару - будь то кефир, майонез, водка или лимонад. Все организации, продающие алкогольные и безалкогольные напитки, были обязаны принимать стеклотару, вне зависимости от того, где она была куплена, какого она цвета и формы. Покупателям, сдавшим бутылки/банки, возвращалась их залоговая стоимость деньгами или товаром. Например, за две пустые пол-литровые бутылки из-под молока можно было получить полную бутылку молока и 2 копейки сдачи.

Возврат производителей к оборотной таре вызван желанием решить экологические проблемы. Новая упаковка не производится, а значит ресурсы планеты сохраняются, и меньше мусора в результате потребления. Стекло же экологичнее пластика по ряду причин:

  • его можно перерабатывать бесконечное количество раз без потери его свойств;
  • стекло лучше сохраняет качество продукта;
  • переработка стекла на 40% выгоднее производства нового;
  • при переработке стекла экономится до 20% электроэнергии.

При всех преимуществах у оборотной стеклянной тары есть недостатки: она тяжелее, более хрупкая и требует больше внимания со стороны производителей, покупателей и продавцов.

Андрей Иванчихин считает, что основная сложность в реализации проекта оборотной тары во Владивостоке — это нежелание продавцов участвовать. На старте работы Yogurt Shop многие небольшие магазины согласились принимать банки и возвращать их производителю. Однако через два года остался всего один магазин. Остальные отказались – для них это лишние хлопоты.

«Конечно, очень-очень хочется поставить во всех супермаркетах вендинговые автоматы по сбору наших баночек, и чтобы эти автоматы давали людям денежку или скидку взамен. Но каждый такой автомат стоит от 500 000 рублей. Пока это неподъёмная сумма для нас. Однако мы всё равно хотим двигаться в этом направлении», — говорит Андрей Иванчихин.

Ещё одно место, где можно во Владивостоке сдать тару на повторное использование, — это пункт приёма вторсырья от экологического движения «РазДельный Сбор» и «Приморского экологического оператора». Покупатели, которые возвращают стеклянные баночки, получают 10%-ю скидку на покупку в интернет-магазине Yogurt Shop.

-5

Благодаря сознательным покупателям за два с половиной года во Владивостоке удалось собрать на повторное использование 39 000 банок (а это примерно 10-тонный грузовик, который НЕ вывалил своё содержимое на свалку!). Однако в объёме всей тары Yogurt Shop — это всего лишь 4%. По словам Андрея Иванчихина, в 2022 году они намерены расширить сеть пунктов приёма тары за счёт продуктового ритейла, для которого участие в экологических инициативах важно с точки зрения имиджа. Есть предварительная договоренность с сетью супермаркетов «Реми» о предоставлении места под стенд по сбору тары.

До производства кисломолочных продуктов у Андрея и его жены была кондитерская «Ивушка» — они делали десерты без выпечки, муки и яиц. Благодаря чему их заметил будущий партнёр и предложил сотрудничество по Yogurt Shop. На прибыль партнёры вышли через полгода после запуска проекта, а «Ивушку» супруги продали.

Андрей Иванчихин, соучредитель компании Yogurt Shop во Владивостоке
Андрей Иванчихин, соучредитель компании Yogurt Shop во Владивостоке

Кроме отказа от одноразовой упаковки, руководители Yogurt Shop во Владивостоке поддерживают и другие экоинициативы: на производстве организован раздельный сбор мусора, в планах – проведение экологической акции, часть выручки от которой будет направлена на сохранение дикой природы.

А мы в «Провинциальном digitale» поддерживаем тех, кто не боится брать на себя инициативу и делает бизнес в регионах России. Подписывайтесь, что тут раздумывать :)