Yogurt Shop принципиально продаёт «молочку» в стеклянной таре и принимает её для повторного использования. Хотя работать с одноразовой пластиковой упаковкой и проще, и выгоднее. Финансовые показатели компании говорят о том, что бизнес-цели и экологические инициативы вполне совместимы, и любой бизнес при желании может производить меньше мусора.
Бренд Yogurt Shop появился в Сочи в 2017 году, франшизы находятся в нескольких крупных городах России. В том числе и в Приморском крае. Здесь компания работает с 2019 года и, помимо Владивостока, «молочку» можно купить в Уссурийске, Находке, Фокино, Артёме, Арсеньеве, Большом Камне и Кавалерово. Стеклянную тару в оборот запустили сразу с открытием бизнеса в Сочи. Остальные города инициативу поддержали.
Обработка стеклотары на Yogurt Shop происходит в несколько этапов. Сначала банки и бутылки замачивают в специальном растворе. Затем механически убирают остатки упаковки, после чего автоматически промывают. Завершается процесс обработки стерилизаций при температуре 180 градусов.
Андрей Иванчихин, младший партнёр Yogurt Shop во Владивостоке:
«Выгоды в деньгах нет. Мы часто даже переплачиваем, так как б/у тару нужно собрать у людей, привезти её в цех, отсортировать, помыть, убрать остатки этикеток, продезинфицировать несколькими способами и только потом пускать в производство. Так что это всё довольно трудно и финансово затратно. Этот шаг для нас больше не про дополнительный заработок, а именно про заботу о экологии, это наш посильный вклад. Да и сам продукт у нас отличного качества. Такой жалко паковать в пластик».
Оборотная тара в производстве – это «хорошо забытое старое». В СССР пластиковая упаковка в пищевой промышленности массово не использовалась, всё разливали в стеклянную тару - будь то кефир, майонез, водка или лимонад. Все организации, продающие алкогольные и безалкогольные напитки, были обязаны принимать стеклотару, вне зависимости от того, где она была куплена, какого она цвета и формы. Покупателям, сдавшим бутылки/банки, возвращалась их залоговая стоимость деньгами или товаром. Например, за две пустые пол-литровые бутылки из-под молока можно было получить полную бутылку молока и 2 копейки сдачи.
Возврат производителей к оборотной таре вызван желанием решить экологические проблемы. Новая упаковка не производится, а значит ресурсы планеты сохраняются, и меньше мусора в результате потребления. Стекло же экологичнее пластика по ряду причин:
- его можно перерабатывать бесконечное количество раз без потери его свойств;
- стекло лучше сохраняет качество продукта;
- переработка стекла на 40% выгоднее производства нового;
- при переработке стекла экономится до 20% электроэнергии.
При всех преимуществах у оборотной стеклянной тары есть недостатки: она тяжелее, более хрупкая и требует больше внимания со стороны производителей, покупателей и продавцов.
Андрей Иванчихин считает, что основная сложность в реализации проекта оборотной тары во Владивостоке — это нежелание продавцов участвовать. На старте работы Yogurt Shop многие небольшие магазины согласились принимать банки и возвращать их производителю. Однако через два года остался всего один магазин. Остальные отказались – для них это лишние хлопоты.
«Конечно, очень-очень хочется поставить во всех супермаркетах вендинговые автоматы по сбору наших баночек, и чтобы эти автоматы давали людям денежку или скидку взамен. Но каждый такой автомат стоит от 500 000 рублей. Пока это неподъёмная сумма для нас. Однако мы всё равно хотим двигаться в этом направлении», — говорит Андрей Иванчихин.
Ещё одно место, где можно во Владивостоке сдать тару на повторное использование, — это пункт приёма вторсырья от экологического движения «РазДельный Сбор» и «Приморского экологического оператора». Покупатели, которые возвращают стеклянные баночки, получают 10%-ю скидку на покупку в интернет-магазине Yogurt Shop.
Благодаря сознательным покупателям за два с половиной года во Владивостоке удалось собрать на повторное использование 39 000 банок (а это примерно 10-тонный грузовик, который НЕ вывалил своё содержимое на свалку!). Однако в объёме всей тары Yogurt Shop — это всего лишь 4%. По словам Андрея Иванчихина, в 2022 году они намерены расширить сеть пунктов приёма тары за счёт продуктового ритейла, для которого участие в экологических инициативах важно с точки зрения имиджа. Есть предварительная договоренность с сетью супермаркетов «Реми» о предоставлении места под стенд по сбору тары.
До производства кисломолочных продуктов у Андрея и его жены была кондитерская «Ивушка» — они делали десерты без выпечки, муки и яиц. Благодаря чему их заметил будущий партнёр и предложил сотрудничество по Yogurt Shop. На прибыль партнёры вышли через полгода после запуска проекта, а «Ивушку» супруги продали.
Кроме отказа от одноразовой упаковки, руководители Yogurt Shop во Владивостоке поддерживают и другие экоинициативы: на производстве организован раздельный сбор мусора, в планах – проведение экологической акции, часть выручки от которой будет направлена на сохранение дикой природы.
А мы в «Провинциальном digitale» поддерживаем тех, кто не боится брать на себя инициативу и делает бизнес в регионах России. Подписывайтесь, что тут раздумывать :)