«А не надо думать – делать надо», – звучало, как приговор.
Вообще мне деньги платят за то, что я, в первую очередь, думаю, – я ж стратег – это моя работа думать и придумывать то, что воплотят и реализуют другие. И вот я стою на заснеженном склоне с полным пониманием никчемности всех теоретических схем, существующих в голове – я все четко понимаю, что и для чего нужно делать. Но мое тело не слышит – связь со спутниками потеряна, и мой спуск сильно отличается от того эталона, который живет в моей голове. Тренер по горным лыжам 10-й раз рисует палкой на снегу траекторию – и я уже смотреть не могу на эти полукруги...
Просто здесь работает другой алгоритм: ты делаешь – падаешь (твое падение – это обратная связь тебе, что ты не докрутил, что нужно поправить) – ты вбираешь ее в себя – встаешь - и снова делаешь – в этот раз удается удержать равновесие – ты фиксируешь еще не микро навык, но микро ощущения, которые позволяют тебе собрать по крупинкам навык. Так я осваивала горные лыжи. И сейчас, когда я чувствую себя уже довольно уверенно, я очень четко и хорошо помню этот опыт. И каждый раз возвращаюсь к нему, когда сталкиваюсь в бизнесе со своим собственным или клиентским «надо все сделать идеально».
Мой 9-летний сын не боится ошибок. Мышление, подпитанное компьютерными играми с бесконечными жизнями, возможность начать сначала, формирует ошибкоустойчивый иммунитет. Я не такая. Я боюсь, как и многие мои клиенты. У меня синдром дефицита терпимости к ошибкам, потому что нет запасных белых колготок – и если ты упал по дороге к сцене, то ты будешь стоять с выглядывающими из черных дыр коленками и все будут глазеть на тебя..
Мы тащим в бизнес свои установки и убеждения, даже не замечая, как они принимают за нас решения. Культура ошибок еще долго будет зреть и прорастать в нас, а результаты и скорость бизнесу нужны уже сейчас.
Что можно сделать, если ваша нетерпимость к ошибкам высока, но вы понимаете, что времени на построения и шлифовку идеальных планов и бесконечный ресеч уже нет?
Многие знают про подход «дизайн мышления», но, когда мы говорим с топ менеджерами и собственниками бизнеса о тестировании гипотез, это часто воспринимается, как попытка пообедать за чужой счет. Вписать логику и алгоритм дизайн мышления в сложившуюся бизнес-модель действительно не просто, но здесь работает теория малых шагов.
С чего можно начать?
1. Пересмотрите подход к исследованиям. Если вы проводите большие качественные и количественные исследования, наверняка вы сталкиваетесь с феноменом устаревания данных на этапе завершения проекта или же получаете очевидные выводы и вместе с ними сожаление об упущенном времени. «Выплескивать ребенка с водой» не стоит, но подобные исследования не всегда нужны и не всегда ценны для бизнеса. Иногда на исследования просто нет бюджета. И при этом отсутствие данных и большого количества исследований парализует и тормозит движение бизнеса, особенно если уровень неопределенности высок, а вместе с ним зашкаливает и страх ошибок. Если вы запускаете новый продукт, услугу, особенно, если они связаны с инновациями, то можно воспользоваться техниками customer development интервью и составлением карт эмпатии. Это позволит получить нужные для работы потребительские инсайты, и при этом оптимизировать сроки и бюджет. Преимущества custdev – вы не формируете большие выборки, вы формулируете короткий пул вопросов и строите интервью в форме беседы, ограничившись не большим количеством респондентов. Ваша цель в этом случае собрать как можно больше информации о том, какая у человека есть потребность в контексте вашей услуги и какой у него есть потребительский опыт снятия своей потребности (как позитивный, так и негативный) – это даст понимание границ вашего рынка и понимание, куда «копать» дальше. Здесь очень важно не задавать вопросы «в лоб» о намерении купить ваш продукт или подобный, а собрать как можно больше данных, как действует ваш потенциальный клиент, когда ему нужно справиться с определённой проблемой/задачей.
2. Второй инструмент – составление карт эмпатии по потребителям. Для этого не обязательно ждать, когда наступит время разработать бренд платформу или коммуникационную стратегию и вам принесут все это в комплексе – составление карт эмпатии можно сделать частью рутинных процессов, чтобы держать руку на пульсе (на пульсе вашего потребителя 😉). Карта эмпатии – это структурированный фреймворк, который содержит ваше представление о том, что думает, чувствует, делает ваш потребитель. Ее можно собирать после проведенных интервью и любого другого микро исследования, дополняя данные собственной экспертизой. Если пользоваться инструментом на постоянной основе, то собирать данные о своих потребителях «как бы между делом» войдет в привычку, а формат фреймфорка позволит их структурно хранить и использовать при поиске точек роста для бизнеса.
3. Мыслите гипотезами и стройте ваш ресеч вокруг них. Собирайте ту информацию, которая позволит подтвердить или, наоборот, опровергнуть выдвигаемую гипотезу. Это создает фокус и оптимизирует лишние ресурсы. Каждый раз, когда возникает необходимость в исследованиях, задавайте вопрос, насколько сейчас это необходимо для принятия решения, на какой вопрос вы хотите найти ответ. Важно не кормить исследованиями свои страхи, а собирать действительно ту информацию, которая критична для того, чтобы сделать следующий шаг.
4. Используйте инструменты риск менеджмента. Допускайте мысль, что вы непременно совершите ошибку и проверяйте, сколько ваша ошибка будет стоить для бизнеса. Одно из упражнений, предложенных известным когнитивным психологом Д. Канеманом – представить, что ваш проект провалился и поштормить командой над причинами, которые могли к этому привести. Групповая динамика создает дополнительную ценность – появляется больше сценариев. Как только вы нагенерили достаточно сценариев развития негативной ситуации - вы также командно начинаете прорабатывать план и шаги, что сделать, чтобы подобного избежать. Этот же подход работает и с личными стратегиями, особенно в ситуациях, когда тревога зашкаливает: предположите самое худшее развитие событий, и найдите несколько способов с этим справиться.
Инструментов и техник гораздо больше, но даже внедрение в практику самых простых научит вас быть готовыми к падениям и поможет двигаться в ситуациях неопределенности, когда страх действовать тормозит ваше развитие или развитие вашего бизнеса.