Первый урок: Философия для чайников. Урок 1. Для чего нужна философия и что это вообще такое
Предыдущий урок: Философия для чайников. Урок 3. Краткая история философии. Средние века.
Почему, думаете, иллюстрацией к статье является картина человека, сжигаемого на костре? Казалось бы, эту картинку стоило бы поместить иллюстрацией к предыдущей статье, где был описан период средневековья. Именно в этой период был упадок философии, в Европе вообще больно-то и не пофилосовствуешь в это время, ибо ересь. Все дело в том, что Ренессанс (Эпоха Возражения) – это эпоха перемен. Старое уходит, наступают новые времена. Церковь постепенно теряет свои позиции, начинается свободомыслие. Но религиозное мракобесие не спешит сдаваться. В это не простое время было загублено очень много светлых умов. Среди них – Джордано Бруно, которого зверски сожгли на костре.
Но, собственно, все по порядку. Для начала, чем характерна Эпоха Возрождения? Во-первых, в это время происходил переход от феодализма к капитализму. Во-вторых, как я уже сказал, тогда были весьма не простые времена. Ничего удивительного. Эпоха первоначального накопления капитала – действительно трудные времена. Это как девяностые, только гораздо дольше и страшнее. Да, именно как девяностые, со всеми их неприглядными атрибутами: нищания народа, разгул бандитизма. В то время богачи массово отжимали имущество у простых людей. Так происходил переход к капитализму. Неудивительно, что в столь трудные времена люди мечтали о лучшей жизни. Именно тогда появились так называемые социалисты – утописты, которые написали книги об утопической будущем, где все будет хорошо.
Один из таких социалистов утопистов – Томас Мор (1478-1535 гг.). Он написал книгу, которая так и называется «Утопия», что означает «место, которого нет». То, что этого места нет, не значит, что оно никогда не появиться. Вот Мор и нафантазировал о том, как должно выглядеть общество будущего. По его представлению, в этом обществе будущего все граждане будут работать, продукты их труда будут являться общей собственностью и распределятся равномерно между гражданами. За счет введения всеобщей трудовой повинности автор предполагал сократить рабочий день до шести часов. Самую грязную работу в этом обществе будут делать военнопленные и осужденные преступники, которые будут на положении рабов. Идеи Томаса Мора были поддержаны теми, кто искренне хотел изменить жизнь на Земле в сторону добра и справедливости.
Еще один социалист-утопист Томмазо Компанелла (1568-1639), который написал книгу «Город солнца», в которой представил образ идеального государства. В этом государстве, как и у Томаса Мора, установлена социальная справедливость. Все трудятся и получают одинаковую зарплату. В этом обществе очень сильно внимание уделено воспитанию детей, которое носит общественный характер и одинаковое для всех членов общества. Дети, с самого рождения воспитываются и учатся в специальных школах. Там они осваивают азы наук, приучаются к жизни в обществе, осваивают традиции и законы Города Солнца. Правитель в этом городе–государстве – философ.
Почему же Эпоха Возражения – трудные времена? Потому, что это время перемен. Оно всегда трудное. Есть даже такое китайское проклятие: «Что б ты жил в эпоху перемен». Какие же перемены были в это время? Как я уже сказал, был переход от феодализма к капитализму. В некоторых странах (например, в Англии, Нидерландах) произошли буржуазные революции. Таким образом, на смену изжившему себя феодализму пришли капиталистические отношения. Это привело к бурному развитию промышленности, торговли, усилению городов. В Европе появились первые парламенты. Естественно, все это не могло не сказать и на философии. Снова пробудился интерес к литературе и искусству Древней Греции и Древнему Риму. Тема Бога отходит на второй план, а на первый план вдвигаются человеческие возможности о познании, сила и достоинство человека. Появляется новая система ценностей, где самое главное – человек. Начинается бурное развитие естественных наук.
Кстати, о науках. Тут стоит сказать особо. Начнем со знаменитого Леонардо Да Винчи (1452-1519). Многие его знают как художника. Но на самом деле он еще и изобретатель. Леонардо начертил модель летательного аппарата с крыльями летучей мыши, изобрел колесцовый замок для пистолета, который использовался вплоть до XIX-века. Кроме того, он изобрел велосипед и парашют, а также предложил первую схему зрительной трубы с двумя линзами (телескоп). Николай Коперник (1473-1543) – впервые догадался, что не Солнце движется вокруг Земля, а Земля вокруг Солнца. До этого в науке господствовала система Птолемея, в которой как раз Земля была в центре Вселенной, а вокруг нее вращались Солнце, Луна, планеты и звезды. Планетами тогда считались странные звезды, которые «бегают» вокруг земли по странной траектории. Никто не мог объяснить, почему их траектория была такая странная. Ведь, по логике вещей, если объект вращается вокруг Земли, то он должен просто «бегать» по куполу небосвода, но они почему-то еще меняют свое местоположение среди других звезд. Тогда это объяснили их дополнительным движением, подчиняющихся неким эпициклам. И даже научились предсказывать траектории планет. Казалось бы, чего еще надо. Все объяснено, все работает. Но нет, тут появился некий Коперник, который заявил, что не Земля в центре Вселенной, а Солнце, и Земля вращается вокруг него. Сожгли правда за это не Коперника, а Бруно. Почему? Копернику просто никто не поверил. И никто особо не вникал в его учение, рассматривая его как чудачество. Тем более, что модель Коперника работала не так точно, как модель Птолемея. Почему? Потому что в модели Коперника планеты вращаются вокруг Солнца по круговым орбитам, а на самом деле они вращаются по эллиптическим. Позже это открыл Кеплер (1571-1630). Идеи Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600), еще он утверждал, что Вселенная бесконечна, и в ней бесконечно количество миров. Еще Бруно занимался эзотерикой и оккультизмом, часто высказывал мысли, которые церковь считала ересью. Поэтому-то его и сожгли на костре. Еще стоит упомянуть Галилео Галилея, который изобрел телескоп и сделал еще много других открытий. Ему тоже, кстати, досталось от инквизиции. Правда, казни Галилео избежал, и то, только из-за того, что публично отрекся от некоторых частей своего учения.
Ну, и напоследок. Про гуманистов. Я выше писал, что появилась новая система ценностей, где самое главное - человек. Эта система ценностей (или учение, основанное на данной системе ценностей) называется гуманизм. Особенно в эпоху Возрождения гуманизм, как философское направление, был развит в Италии в XIV-XV веках. Среди его представителей, как ни странно, Данте Алигьери (1304-1374), тот самый который написал «Божественную комедию» - произведение о том, как душа путешествовала по загробному миру и ей показывали ад и рай. Упомянутый выше Леонардо Да Винчи тоже внес свою лепту в учение гуманизма. К гуманистам можно отнести Микеланджело (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор, поэт. Как ни странно, к гуманистам причисляют и Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический деятель, философ, писатель, автор работы «Государь», хотя его идеи о том, как действовать в политике трудно назвать гуманистическими. Лоренцо Валла (1507-1557) написал трактат «О наслаждении как об истинном благе». Все эти и другие философы призывали людей к активному действию, к борьбе, к смелости. Они так же призывали к тому, что мир надо менять.
Следующая статья: Философия для чайников. Урок 5. Об антиваксерах, проваксерах и философских дилеммах.