Найти тему
РусКонтур

Александр Лейтнер и производство первых русских мотоциклов

Сегодня трудно представить дороги без мотоциклов. Колесили они и по просторам Российской Империи, более того, у нас имелось даже своё производство мототехники. Пионером отечественного мотостроения стал предприниматель Александр Александрович Лейтнер.

Александр Александрович Лейтнер
Александр Александрович Лейтнер

Коммерческую деятельность он начал в 1886 году с производства велосипедов в Риге - это было первое отечественное предприятие по выпуску двухколёсного транспортного средства. Велосипеды марки "Россия" ценились за качество и "неубиваемость", они быстро раскупались, и вскоре Лейтнер расширил производство. За 10 лет работы фабрика увеличила выпуск велосипедов до 2000 в год.

Можно было бы и дальше зарабатывать именно на великах, но в дело вмешался случай. Как-то Александру Александровичу довелось прокатиться на моторном велосипеде немецкого образца. Он был так впечатлён техникой, что пришёл к выводу - эпоха транспортных средств, которые приводятся в действие физическим усилием человека, постепенно уходит в прошлое. В итоге Лейтнер загорелся идеей создать собственные мотоциклы.

Велосипеды фабрики Лейтнера. Петербург, 1899 год
Велосипеды фабрики Лейтнера. Петербург, 1899 год

Рама, колёса и спицы к ним были готовы, однако с мотором вышла загвоздка: свой собрать не удалось и пришлось купить лицензию у русских инженеров Вернеров. Так с марта 1899 года началась история русского мотостроения. Кстати, выпускались мотоциклы разных видов - классические двухколёсные и трициклы.

Рабочие фирмы Лейтнера
Рабочие фирмы Лейтнера

Впрочем, наладить массовое производство железных коней не получилось. Сказывалась высокая себестоимость и по сути каждый образец являлся штучным для потребителя. На несколько лет Лейтнер закрыл мотоцех.

Снова к этой идее он вернулся только в 1903 году. На фабрике Александра Александровича начали изготавливать только классические байки. Заменили и двигатель, теперь на русских мотоциклах стояли немецкие моторы "Фафнир", имевшие мощность в 1,75 л/с. Сам мотоцикл весил всего 36 кг.

Интересно, что русские байки пользовались популярностью у спортсменов и неоднократно принимали участие в гонках. Вскоре передовые наработки Лейтнера пригодились и другим коммерсантам. Одним из крупнейших предприятий, производивших мотоциклы стал Императорский самолетостроительный завод "Дукс". Впрочем, это уже совсем другая история.

Почтовая марка 2008 года. Складной велосипед военного образца "Лейтнер"
Почтовая марка 2008 года. Складной велосипед военного образца "Лейтнер"

Подлинное русское - в историях, местах и людях, на странице "Русский контур". Подписывайтесь ❤

❤ Так же подписывайтесь на наш канал на YouTube❤

Читайте так же:

Собственная крепость Павла Первого

Невероятная история жизни американского актера с русскими корнями Майкла Дудикофф

Старинный Снетогорский монастырь

Политик и ученый в генеральских эполетах

Тирлянский завод. Гордость Южного Урала

Николай Иванович Страхов - сатирик XVIII века

Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова

Крупнейший предприниматель, меценат и политический деятель Павел Павлович Рябушинский

Старинный Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Императорский живописец Николай Кузьмич Макаров

Выборгский дом купца Маркелова

Дмитрий Тёмкин. Лучший композитор Голливуда

Музей-усадьба Гавриила Державина

Отец ведущей медиакорпорации США Давид Сарнов

Калужский Свято-Георгиевский собор