21 ноября в России по традиции отмечается Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В народе этот церковный праздник принято было называть «Михайлов день».
Для прихожан храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского предпоследний ноябрьский воскресный день ознаменовался путешествием – в соседний Усть-Калманский район, на престольный праздник прихода Михайло-Архангельского храма в районный центр.
Это первая совместная «зимняя» поездка за пределы Усть-Пристанской земли. И получилась она, действительно, зимней: с достаточно крепеньким для ноября морозцем, таким, что святая вода, которой священники окропляли участников традиционного крестного хода после праздничной службы, мгновенно застывала на одежде драгоценными каплями; солнцем, что заставляло жмуриться и никак не давало сфотографироваться; и, самое главное, радостной зимней торжественностью, воспетой еще Пушкиным. Воистину, чудесный день! Но – обо всем по порядку.
Всем старостам – староста!
В августе 2021 устьпристанская делегация уже побывала в этом гостеприимном приходе, по приглашению старосты. В свою очередь, с ним мы познакомились на освящении храма в честь Архангела Михаила селе Михайловка Усть-Калманского района. Ветеран МВД Николай Витальевич Лютиков многим хорошо знаком в нашем районе в силу своей профессиональной деятельности. Он и теперь может в подробностях рассказать о том, как ловил преступников в селах нашего района вместе с нашими оперативниками. В районе у него полно знакомых и родственников. «А тот-то в храм ходит? А тот?» - спрашивал, когда разговорились с ним.
Мои глаза только становились все круглее и круглее от удивления и … восхищения. Какого-то даже трепета. Ну никак не ассоциировался весь образ моего нового православного знакомого с приходской жизнью.
А он охотно, с гордостью, рассказывал, как живут они в Усть-Калманке общиной. Что, к сожалению, горячо любимый прежний настоятель отец Алексей Слепченко вместе с семьей уехал из села на юг, и для общины это, конечно, стало очень печальным обстоятельством. Все-таки 16 лет служил здесь, храм построил, да и супругу его, детей все любили и ценили в селе. Что теперь служит у них иеромонах Аверкий (Бессонов), приезжает из Коробейникова, а все заботы по поддержанию жизни в приходе лежат на нем, Николае Витальевиче.
Было так интересно с ним общаться, но, к сожалению, ему в тот день срочно нужно было возвращаться в Усть-Калманку. «Я же на клиросе пою, не могу девчонок подводить» - объяснил он причину. Когда он сообщил об этом, тут уже удивляться не было сил. Ну ладно, староста – безусловно, руководящая и хозяйственная жилка в Николае Витальевиче заметна сразу, но еще и… певчий на клиросе?
Здесь – маленькое отступление. Вообще, у каждого человека свой путь в храм. Стоит ли рассказывать о нем другим? Кто-то стремится сделать это сам. А есть еще такое мудрое высказывание Патриарха Сербского Павла: «Не говори людям о Господе, если тебя не хотят слушать. Живи так, чтоб спросили». Вот Николай Витальевич живет именно так. Удивительна история его воцерковления. Нам, устьпристанским прихожанам, он ее рассказал, но передать вам ее я не смогу, на это у меня нет разрешения, во-первых, а во-вторых, она стоит того, чтобы услышать ее из уст самого героя. Так что если вам удастся когда-нибудь встретиться с ним воочию, спросите. «Дивны дела Твои, Господи» - вот что вы подумаете, услышав ее.
Храм в Усть-Калманке: сегодня и сто лет назад
Оцените – вот так сегодня выглядит Михаило-Архангельский храм. Эта, летняя фотография, показывает его во всей красе.
Стоит он не на историческом месте.
Как рассказывает история, запечатленная в небольшом музее, расположенном здесь же в храме, на втором этаже, «Церковь в селе Усть-Калманке во имя Архангела Михаила построена жителями села в 1917 году, покрыта железом. Церковь длиною 51аршин, шириной 38, входа 3, окон 25. Имеет сверху купол с 8 окнами и колокольню» ( из сохранившейся инвентарной описи храма) . Куполов было пять, они отражались в прозрачной воде озера. Церковь была построена из красного кирпича, и, по словам отца Аверкия, здание было сопоставимо по размерам с Коробейниковским храмом. Колокольный звон был слышен во время богослужения, праздников. Он предупреждал людей об опасности. Во время бурана звонили колокола, чтобы запоздалые путники могли благополучно вернуться домой.
Храм был закрыт в 1935 году. Сняли колокола, кресты. Использовали как клуб, кинотеатр, потом – зернохранилище. А в 1937 году храм был полностью разрушен, а из церковного кирпича построили райком партии.
Устькалманцам известно одно, очень нечеткое фото прежней церкви.
А вот о судьбе последнего священника есть что рассказать, и нам эта история интересна, прежде всего потому, что неразрывно связана с Усть-Чарышской Пристанью.
Настоятель храма – первое лицо в селе
Так испокон веков было заведено в православной России. Именно настоятелю доверяли сельчане все сокровенные тайны. Все события – от крещения, венчания, крещения уже своих детей… и до кончины земного пути и перехода в жизнь вечную – ко всему был причастен сельский священник.
Михаил Федотович Грачев, последний священнослужитель дореволюционной Усть-Калманки, родился в Тамбовской губернии. Отец его был учителем, врачом, столяром, пчеловодом, брат – горным инженером, сестры – учителя.
Сам он закончил Бийскую духовную семинарию, которая в то время давала разносторонние знания. В 1911 году Михаил выдержал экзамен на псаломщика (помощник священника при совершении обрядов). В 1912 году был направлен преподавателем в Усть-Калманскую церковно-приходскую школу, где преподавал до 1917 года, после, до 1925, служил псаломщиком. А с 1925 по 1931 был священником, причем, его избрали жители села. Именно он организовал замечательный церковный хор, которым гордились устькалманцы.
В 20-х годах прошлого века, когда власть переходила из рук в руки, Михаил Федотович оказывал медицинскую помощь всем, кто обращался к нему, партизанам, женщинам-роженицам. Привозил из Бийска лекарства.
Когда начались репрессии, Михаила Федотовича поначалу никто не тревожил, но потом он исчез...
По данным книги «Жертвы политических репрессий в Алтайском крае», выяснилось следующее: 28 апреля 1931 года М.Ф. Грачева арестовали. Был осужден 6 сентября 1931 года особой тройкой при ППОГПУ по Запсибкраю. Обвинялся по статье 58-10 части 2 (контрреволюционная деятельность). Приговорен к 5 годам. Реабилитирован в ноябре 1989 года.
…В селе появился слух, что настоятель сослан на Беломорканал. Тогда его жена, Анна Терентьевна, забрав детей, уехала из села. Семья Грачевых оказалась в Усть-Пристани.
Через год-два приехал и отец. Все-таки какая-то связь с женой у него была, но детям ничего об этом не было известно.
Михаил Федотович стал работать в Совете народных комиссаров, но через несколько лет его опять забрали по линии НКВД, и больше семья о нем ничего не слышала.
По данным книги «Жертвы политических репрессий в Алтайском крае», 13 февраля 1938 года М.Ф. Грачев был арестован по обвинению в проведении контрреволюционной агитации. Был осужден 15 марта 1938 года тройкой при УНКВД по АК. Приговорен к расстрелу…
Мать всеми силами старалась скрыть, что отец был репрессирован, и выросшие дети, устраиваясь на работу, писали в автобиографии: «Отец умер в 1937 году».
Дочь священника
И как неожиданно, среди других материалов – удивительно знакомое лицо! Да это же Августа Михайловна Попова, наша ушедшая «звезда» прежней Усть-Пристани! Учитель немецкого языка, обладатель множества почетных грамот, знаков отличия, ветеран педагогического труда. А еще – поэт, композитор, исполнитель собственных песен, хрупкая, красивая, творческая.
Когда-то, в конце 1990-х, мне выпала возможность с ней пообщаться, и хорошо помню ее невероятный аристократизм, манеры, речь. Тогда, рассказывая о себе, она ни словом не обмолвилась, что дочь священника. Вспоминала, что в семье было много детей, и все они владели музыкальными инструментами…
«В доме была фисгармония, мандолина и пять гитар для каждого ребенка» - это уже воспоминания Августы Михайловны. Она всегда отмечала огромное влияние отца на свое мировоззрение.
…Своей придуманной звездой
Ты называл меня, отец.
Учил всерьез дружить с мечтой…
Это строчки из ее стихотворения, посвященные отцу. А вот что написала она о маме:
…Она была способна
Творить добро особо…
Кто-то из читателей может не совсем понять, зачем в свой рассказ о поездке я включаю столько подробностей о последнем священнике прежней, «старой» Усть-Калманки? Отвечаю: чтобы показать церковную жизнь, которой продолжали жить наши предки вплоть до предвоенных лет. Не так быстро ушел после революции из нашей жизни Господь, как представляли нам книги и старые фильмы. Это не вымысел, это правда: советская власть установилась повсеместно, а в Усть-Калманке в 1925 году народ избирает священника. Образы сельского батюшки, его матушки, его детей, просто как живые встают перед глазами из рассказов очевидцев и вызывают искреннее уважение и восхищение.
А вспомним историю Усть-Пристанского прихода, как во главе с Матроной Медведевой делегация наших прихожан отстояла храм в 1936 году, съездив к самому Михаилу Ивановичу Калинину, и лишь чьи-то злонамеренные действия не дали продолжить устьпристанцам служить в Богоявленской церкви.
Так через столетие давно посеянные семена веры православной прорастают в сердцах земляков, и вновь растут храмы, живут общины, а священники становятся проводниками добра, возрождения и преображения нашей жизни.
Одна из реликвий Усть-Калманского храма
Поведаю вам еще одну из историй, особенно поразивших меня в Михайло-Архангельском храме. Ее прочтет каждый, кто побывает здесь - история возвращения иконы-Плащаницы Спасителя в Божий храм.
Эта история назидательна во многих смыслах и в первую очередь, она должна заставить задуматься тех людей, кто хранит у себя дома старинные храмовые иконы, оказавшиеся у них разными путями.
Икона необычна. Сделана из части Плащаницы Спасителя (изображение Иисуса Христа, после его крестной смерти), принадлежавшей одному из разрушенных в годы безбожного гонения храмов. Плащаница была спасена от уничтожения одним благочестивым человеком и хранилась им дома. Человек состарился и умер, а Плащаница перешла по наследству его родственникам, вроде бы людям верующим, но уже далеко не таким благоговейным. Плашаница не помещалась на отведенном ей месте, и, недолго думая, новые горе-владельцы спилили у Плащаницы верх, над головой у Иисуса Христа и полностью отпилили нижнюю часть Плащаницы вместе с ногами Спасителя. Спиленные части разрубили и сожгли. И в таком изуродованном состоянии на протяжении многих лет святая Плащаница хранилась в разных местах.
Но с этого времени у самих владельцев святыни, их детей, внуков и родственников стали твориться неприятности с ногами. То кто-то сломает ногу, то у кого-то посинеет от варикоза, то отрежут по причине гангрены…
Одна из последующих владелиц Плащаницы, Татьяна и ее дочь также испытали болезни ног.
Проанализировав все происходящее, Татьяна приняла решение – принести покаяние за содеянное и все исправить. Она нашла профессиональных реставраторов и заказала копию Плащаницы, но уже в полный рост. Новую Плащаницу передали в православную общину села, откуда был уже взят оригинал. А первообраз оставили в прежнем виде для назидания потомкам – как нельзя поступать со святынями. Плащаницу поместили в красивый киот, и она, таким образом, превратилась в необычную храмовую икону Спасителя. Икону решили передать в Михайло-Архангельский храм села Усть-Калманка, где она сейчас и находится.
Престольный праздник
Что это значит? Все православные храмы строятся либо в память торжественного события священной или церковной истории, либо в честь почитаемого святого. Престол – главное место в каждом храме. И престольный праздник для прихожан – вторая Пасха по значимости. Раньше, когда церковь была жизнеобразующим началом, этот день был торжественным событием для всего села.
Воскресное утро… Подъезжаем мы еще в утренних сумерках, но храм празднично светит издалека. Нас, устьпристанцев, ждут, без нас не начинают служить молебен, во время которого читается акафист покровителю Усть-Калманского храма Архангелу Божьему Михаилу.
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, поставленный Господом над всеми девятью чинами ангельскими, принимающий самое близкое участие в судьбе Церкви.
Акафист – это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам. Звучит оно очень красиво, объединяет всех, кто в этот момент находится рядом. Сопровождается возгласом, в данном случае: «Радуйся, Михаиле, великий Архистратиже, со всеми Небесными силами».
После акафиста – сразу Литургия. Настоятелю храма отцу Аверкию (Бессонову) сослужил настоятель Усть-Пристанского прихода в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского отец Никандр (Речкунов).
В промежутке здороваемся с Николаем Витальевичем, его милой супругой. Но начинается служба, староста спешит на клирос.
В церковном хоре четверо певчих: две женщины и два мужчины. Клирос звучит основательно, твердо. В каждом сельском храме поют по-своему. Поэтому даже хорошо знакомые слова звучат немного иначе.
Пока идет Литургия, окончательно рассветает, и солнце заглядывает во все окна храма, грея лучами и играя солнечными зайчиками на лицах. Многие в этот день исповедались и причастились, и для каждого из причастников праздник получился двойным, а для активистов Усть-Калманской общины - даже и тройным, ведь они были награждены за усердные труды во Славу Святой церкви Архиерейскими грамотами.
Особенный момент каждого престольного праздника – крестный ход.
В дореволюционные времена в храмовые праздники на селе после праздничной Литургии по всем селениям прихода совершался крестный ход с хоругвями и иконами, которые несли так называемые «богоносцы» из числа прихожан. Во время крестного хода окроплялись святой водой не только дома жителей и надворные постройки, но и колодцы, реки, поля, домашний скот.
Сейчас, в основном, крестный ход совершается на храмовой территории. Священство во время крестного хода окропляет святой водой территорию с четырех сторон вокруг храма с возгласом: "Спаси, Господи, весь сию!".
После крестного хода отец Аверкий поздравил всех прихожан и гостей с праздником, рассказал историю прихода, наградил прихожан. Достался памятный подарок и нашей пятилетней Маше Хорошиловой. В Усть-Калманском храме есть традиция: ребенок, впервые пришедший на службу, получает в подарок детскую Библию. И маленькую гостью из Усть-Пристани тоже ждал приятный сюрприз.
После вкусной праздничной трапезы устьпристанцы отправились в обратный путь. Теперь будем ждать в гости устькалманцев. Престольный праздник – замечательная возможность для общения, объединения и духовного обогащения.