С первой частью статьи вы можете ознакомиться здесь. В ней мы начали разбирать истоки архетипа змия-дракона в различных культурах и вплотную подобрались к Востоку. А он, как известно, "дело тонкое"...
Начнем, пожалуй, с мифов Индии, которые буквально пронизаны змеиными образами. К примеру, тысячеголовый змей, царь всех нагов (змееподобных существ с человеческой головой и торсом), владыка времени Ананташеша, который плавает в водах вселенского океана, попутно подставляя свои кольца для отдыха богу Вишну его супруге Лакшми.
Змееобразный демон хаоса Вритра, в чьем распоряжении находились гром, молния, град, туман.
Мировой змей Васуки, которого боги и демоны использовали для взбалтывания океана в мифе о добывании амриты - эликсира бессмертия.
Калия - огромный многоголовый демон-змей, живший в реке Ямуне в районе Вриндаваны и укрощённый Кришной.
Богиня змей Манаса, чей культ распространен в Бенгалии и других частях Северо-Восточной Индии.
Змей также является символом бога Шивы, покровителя всех йогов, а его супруга Шакти в образе свернувшейся в основании позвоночника змеи позволяет овладеть таинственной энергией Кундалини.
И все это не считая, одной из древнейших профессий в Индии – заклинателей змей!
Древнейшая китайская культура не менее насыщена змееподобными существами. Да что там говорить, если змей-дракон Лун является символом всей китайской нации, народ которой считает себя «потомками дракона». Отличительной особенностью Лунов являются оленьи рога и шишка на макушке, благодаря которой они могут летать без крыльев. Драконов в китайской мифологии настолько много и их систематика настолько сложна, что есть даже целое направление в науке – драконология (драконоведение, драконография), в рамках которой работают солидные ученые: мифологи, лингвисты, антропологи, психологи и др. Поскольку на тему китайских драконов можно целые диссертации защищать, то не будем останавливаться на них подробно.
Что касаемо японской и корейской культуры, в них образы змееподобных драконов тоже присутствуют в большом количестве. За исключением мелких особенностей (например, количество когтей на лапах), в целом их образ схож с изображением китайских Лунов.
Теперь обратим свой взор на Север. В культуре древних скандинавов также присутствуют образы змеев-драконов. Чего только стоят образы мирового змея Ёрмунганда, который опоясал всю Землю, вцепившись в собственный хвост, и ужасного дракона Нидхёгга, грызущего корни Мирового Древа.
А всем известная Песнь о Нибелунгах повествует о коварном драконе Фафнире, после убийства которого герой Сигурд купается в его крови и обретает магические способности.
У древних славян образ змея также встречается довольно часто. К примеру, бог плодородия Велес и бог тьмы Чернобог обладали змеевидными чертами. Скучающих по мужьям девушек пугали рассказами о летающих огненных змиях, умеющих принимать форму любого человека и часто вступающих в любовные отношения с женщинами.
А из старых добрых сказок нам всем хорошо знакомы такие персонажи как Змей Горыныч, Чудо-юдо или чуть менее известный царь-змей Змиулан. Впрочем, сведений о языческих верованиях славян почти не осталось, поэтому змееподобный пантеон, возможно, был гораздо шире.
И напоследок, вспомнил о цивилизациях Древней Америки, где культ поклонения змеям уходит в глубокую древность и достигает своего апогея в виде поклонения верховную божеству, так называемому «оперенному змею» Кетцалькоатлю. Это был добрый бог плодородия, дождя и божественных вод, поклонение которому противостояло человеческим жертвоприношениям (в качестве жертвы использовались бабочки и колибри).
У майя аналогом ацтекского Кетцалькоатля был Кукулькан.
Не менее почитаема среди ацтеков и других индейцев Центральной Америки была женщина-змея Сиуакоатль - богиня земли, деторождения, а также войны. Именно она помогла Кецалькоатлю при сотворении людей Пятой эпохи (т.е. нас с вами), смешав перемолотые кости покойников с жертвенной кровью богов. Так что опять-таки, подобно шумерским мифам, в нас течет кровь божественных змиев.
Как вы сами можете убедиться, образ змея получил широкое распространение в мифологии разных народов во всех уголках нашей планеты. Мы затронули лишь основные человеческие цивилизации, но на самом деле этот список в разы длиннее. Поэтому закончив с описательной частью, проведем краткий анализ змеиного образа в общемировых культурных традициях, вычислим так называемый – «фактор змея», правда уже в следующей, заключительной части статьи.