Раньше всегда говорилось, что советское образование было лучшим в мире. Лучшим-не лучшим, и сказать, что оно было плохим, тоже не могу, и ЕГЭ всяких не было. Но к преподаванию некоторых предметов есть ряд вопросов.
История
Этот предмет не предполагал даже легкой дискуссионности. Белое было белым, а черное — черным. Точнее, красным. Это деление на красных и белых было очень четким, Революция фигурировала, как высшая победа человечества, а в Гражданской войне правы, были, конечно, только красные, а белые изображались врагами. Более того, при изучении советской истории складывалось впечатление, что все, что происходило до, то есть борьба хороших бедных с плохими богатыми, народа с властями, было лишь огромной затянувшейся прелюдией к Великой Октябрьской революции. Ну, так я это лично воспринимала. В изучении мировой истории тоже делался упор на национально- освободительные движения, типа восстания рабов в Древнем Риме и так далее. Стыдливо обходились и черные страницы нашей истории. Честно говоря, в своих учебниках 80-х я вообще не помню Сталина. То ли его не упоминали всуе, то ли упоминали осторожно. Зато цитаты Ленина приводились по поводу и без, Ильичу отводилась культовая роль. Все же цари и генералы фигурировали в отрицательном контексте.
Литература
Была во многом идеологизирована. Мне повезло, и учительница принимала мои высокотворческие сочинения вольного плана, но в целом много где царило идеологическое давление. Где Пушкин, прежде всего певец свободы и борец, а Онегин — типичный представитель зажравшегося дворянства. И не уточнялось, что радетель народный Некрасов, и сам имел крепостных. В общем, и литература была не местом для дискуссий.
Иностранные языки
К их преподаванию в советской школе тоже есть вопросы. Нет, я не беру английские спецшколы (точно так же, как и французские и испанские). В стандартных же учебных заведениях английский преподавался слабенько. Помните, фильм «Одиноким предоставляется общежитие?». Там, воспитатель женского общежития в исполнении Тамары Семиной сначала волнуется, что на иностранных дисках записано что-то идеологически неверное. Но в ответ на возражения коменданта соглашается с ним «Да, язык у нас, славу Богу, в объеме школьной программы». Ну то есть, дескать, все равно ничего не поймут.
Английский в обычных школах начинали преподавать в четвертом классе, и он отнюдь не относился к самым важным предметам, отводилось на него пару часов в неделю. Меня лично спасло, что мама наняла мне со второго класса приходящую на дом учительницу. Одна же из моих школьных учительниц по английскому и по-русски говорила плохо, в ее лексиконе встречались «Чо»? и «снЕжки», другая обожала обсуждать (по-русски) фильмы и прочую белиберду. А мой муж в детстве полгода прожил в военном городке, после которого волею судеб оказался в английской московской спецшколе. Он был в шоке.
Не знаю, придираюсь ли я к учителям, но не раз слышала о том, что, встречаясь с иностранцами, они испытывали сложности в общении. Школьная программа была, прежде всего, рассчитана на изучение грамматики, а не на живое общение — с этим был сильный напряг, и советскому человеку было сложно говорить, после школы он испытывал определенный ступор. Не к тому его готовили.
Труд
Да, мальчиков и девочек обучали многому полезному, но зачем было готовить девочек к такой жестокой реальности, в которой им самим предстоит шить себе ночные рубашки и трусы?
А что вы думаете о советском школьном образовании?