Найти в Дзене
Бизнес по-умному

Как малому бизнесу работать с наличными: вникаем в тонкости инкассации

Оглавление

По российскому законодательству инкассация наличных средств для большинства предприятий малого и среднего бизнеса обязательна. Разбираемся, как правильно и организовать работу с наличными.

Для большинства ИП и небольших компаний обязательно не только правильно организовать работу с наличными, но также использовать онлайн-кассу для расчётов. Аппарат можно приобрести или взять в аренду — например, в МТС Кассе.

👉 Подключить онлайн-кассу

Что такое инкассация❓

Инкассация — это услуга по сбору и перевозке наличных средств с зачислением их в банке на расчётный счет компании. Обычно такие услуги предоставляет банк, в котором у предприятия открыт счёт, но инкассацию можно заказать и через стороннюю организацию.

По запросу инкассаторы могут сами привезти наличность из банка, перевезти её между отделениями внутри компании, доставить в другие организации или частным лицам.

💵 Сколько наличных необходимо сдавать в банк❓

Руководитель компании сам определяет необходимый остаток денежных средств, который остаётся в кассе в конце рабочего дня. Всё, что выше этой суммы, надо сдавать в банк для зачисления на счёт своей фирмы. Размер лимита остатка денежных средств определен в документе ЦБ РФ. Здесь детально объясняется формула, по которой предприниматель должен рассчитать необходимый лимит наличных.

После расчёта остатка в кассе наличных средств следует издать приказ по компании, в котором зафиксировать:

  • расcчитанную сумму;
  • срок действия распоряжения;
  • частоту инкассации наличных.

В законе нет указания периодически менять установленную сумму и срок: они будут действовать, пока вы не внесёте изменения в существующий порядок через новое распоряжение. Образцы бланков приказов можно скачать здесь и здесь.

ИП эти правила не касаются: они вправе сами определять, сколько наличных и на какой срок оставить в кассе, а сколько зачислить на расчётный счёт.

📌 Услуги профессиональных инкассаторов

Сохранность больших сумм при перевозке способны гарантировать профессиональные службы инкассации. После заключения договора инкассаторы могут не только забирать денежные средства сверх определённого во внутреннем приказе лимита, но и привозить наличные в саму компанию для выдачи заработной платы или иных целей. Деньги перемещают на бронированных автомобилях в опломбированных мешках или сумках.

Такую услугу предоставляют большинство крупных банков, а её стоимость зависит от суммы перевозимых средств (обычно это 0,1–2%) и фиксированной цены выезда машины с инкассаторами (от 500 рублей).

Порядок действий всех тех, кто участвует в этой процедуре, определён регламентом ЦБ РФ.

📌 Самоинкассация

Иногда предприниматели экономят на услугах инкассаторов, предпочитая самостоятельно перевозить наличность в банк. Есть два пути, как зачислить деньги на счёт предприятия:

  • самоинкассация через банкомат;
  • самоинкассация с использованием автоматических сейфов банка.

✔ Самоинкассация через банкомат

Для этого потребуется специальная пластиковая карта, которую выдаст банк при оформлении договора на самоинкассацию. Такой способ работы с наличными сэкономит расходы на профессиональную перевозку денег, позволит зачислять средства в любое время суток и не зависеть от услуг сторонних инкассаторов. Сервис подойдет предприятиям с небольшой выручкой и нерегулярным поступлением денег в кассу.

Самоинкассацию предлагают многие крупные банки, а комиссия за неё составляет в среднем 0,3% от вносимой в банкомат суммы. Цена на эту услугу зависит:

  • от ежемесячной выручки;
  • от количества карточек с опцией пополнения;
  • от количества банкоматов или терминалов, находящихся на нужной территории.

✔ Самоинкассация через автоматический банковский сейф

Таким способом вы можете сами вносить излишки наличных в сейф. Часто автоматические сейфы располагаются вблизи торговых центров и других популярных городских локаций, где часто совершаются покупки. Деньги предпринимателям необходимо упаковать в мешок и поместить вместе с заполненными сопроводительными документами в сейф.

Пока самоинкассацию через автоматический сейф в России предлагают только несколько банков. Уточните, доступна ли такая услуга в банке, где у вас открыт расчётный счёт.

📌 Обязанности кассира

Кассир несёт ответственность за сохранность денег в кассе, ведёт кассовую книгу и должен знать порядок действий при инкассации наличных средств. На предприятиях работу кассира может выполнять бухгалтер, а в небольших торговых точках — продавец. Касса должна быть изолирована от посторонних лиц, чтобы обеспечить сохранность денег.

Для учета наличных используются ряд документов, с которыми должен уметь работать кассир:

  • приходный кассовый ордер;
  • расходный кассовый ордер;
  • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  • кассовая книга;
  • книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

Кассир следит за остатком денежных средств в кассе и при превышении установленного лимита должен отправить излишки в банк. Для этого в конце рабочей смены готовится основной или базовый отчет (Z-отчет), который может подготовить двумя способами:

  • в ручном режиме, когда кассир сам отсчитывает количество денег, взятых из кассы;
  • в автоматическом режиме, с помощью кассовой программы.

Если продаж нет — при закрытии смены готовится нулевой Z-отчёт. После этого можно приступать к инкассации.

📑 Порядок действий при инкассации

При передаче денег инкассаторам оформляется приходной и расходный ордеры, а записи из них дублируются кассиром в кассовой книге. Кассир обязан проверить у инкассаторов:

  • удостоверение личности;
  • доверенность на инкассацию;
  • явочную карточку;
  • пустую сумку для перевозки денежных средств.

После того как деньги пересчитаны, упакованы и опломбированы, кассир отдаёт инкассаторам образец пломбы, заполненную квитанцию и сумку с наличными. После он заполняет явочную карточку инкассаторов и указывает в ней переданную на инкассацию сумму. Эта сумма должна совпадать с данными, написанными в накладной и квитанции.

В свою очередь, инкассатор проверяет заполненные документы, пломбу, прописывает в квитанции дату приёмки средств, ставит печать и возвращает документ кассиру. Если инкассатор отказывается принять наличность, то кассир в деталях указывает в явочной карточке причину, пишет слово «отказ» и заверяет это подписью.

Бухгалтер фиксирует все проведённые операции. Для этого он оформляет расходный кассовый ордер с использованием счёта «Переводы в пути». Сведения о передаче денег инкассаторам бухгалтер заносит в бухгалтерские журналы (проводки) или компьютерную базу данных предприятия.

Выбрав подходящую онлайн-кассу, можно не только правильно организовать расчёты с покупателями и выполнить требования закона, но ещё и решить множеств других задач: от маркировки до товароучёта.

-2

Выбрать онлайн-кассу

Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.

📌 ПОДПИСАТЬСЯ

Полезные статьи:

🔴 Господдержка бизнеса в 2021 году: что доступно и как получить

🔴 Честный обзор кассы МТС: рассказываю, стоит ли её покупать

🔴 Пять основных проблем при работе с онлайн-кассой и как их решить