Времена, когда слово «рыцарь» автоматически порождало мысль-продолжение «…без страха и упрека» уже явно прошли.
Сейчас уже почти все знают, что и манеры у них были так себе, и грамотность зачастую была на уровне детского сада, и ростом они были обычно невысоки, да и изо рта порой воняло со страшной силой.
Порой современные развенчатели мифов даже хватают лишнего превращая рыцарей в своего рода эталонных зас*анцев.
В частности, все чаще отмечается, что, когда рыцарь надевал доспехи, то в случае, если он вдруг всем своим нутром ощущал, что его последняя трапеза имела выраженный мочегонный эффект, то реализовывал он свои побуждения прямо в доспехи.
К счастью, щелей в латах хватало, и общую конструкцию затекание жидкости на одну из сторон не перекашивало.
И в самом деле: как справляли малую нужды рыцари, когда им припекало?
Доспехи
Именно они делали рыцаря рыцарем. Одоспешенный, да еще и конный рыцарь был практически неуязвим на поле боя.
Сейчас уже не раз экспериментально подтверждалось, что доспехи прекрасно защищали от абсолютного большинства рубящих ударов, а от колющих и подавно.
Более того, даже рубящий удар топором был способен прорубить доспех далеко не всегда, а если и прорубал, то это еще не означало, что он мог достичь тела, а если и достигал такового, то не факт, что на теле оставалось что-то более серьезное, чем простой порез. Гораздо выше была вероятность получить перелом или ушиб, но не смертельную рану.
Неудивительно, что доспехи стоили чудовищных денег, и рыцари даже старались их друг другу не особо портить, дабы потом можно было снять их в качестве трофея с поверженного и плененного супостата.
Недостаток доспехов
Еще несколько десятилетий назад тиражировалось мнение, будто бы весь полного доспеха достигал 80 кг и рыцарь в нем был крайне неуклюж, а упав, даже не мог подняться на ноги.
Сейчас эта теория развенчана, как и бред о 10–20-килограммовых мечах. На самом деле рыцарь, облаченный даже в кованые латы, вес которых обычно составлял около 25–35 кг, сохранял довольно высокую подвижность, и даром, что сальто не крутил.
Трудность заключалась в том, что облачиться в доспехи было делом непростым. Это уже была не кольчуга, а нечто более мудреное.
И здесь становится ясно, для чего был нужен оруженосец, ибо самостоятельно накинуть на себя доспех было нереально.
Соответственно, и снять его было непросто. А если хочется «пи-пи»? Ведь дело не требует отлагательств!
В поисках выхода
Если хоть немного пошевелить мозгами и вникнуть в то, чем являлся доспех позднего Средневековья и Ренессанса, то станет ясно, что их создавали отнюдь не дураки.
Каждая деталь миллион раз продумана, и за созданием таких шедевров как миланский или готический доспех стояли инженеры экстра-класса, которые тщательно продумывали каждую деталь.
Наивно даже предполагать, что они никак не предусмотрели вероятность возникновения экстренных ситуаций.
«Ходы и выходы»
В первую очередь нужно помнить, что рыцарь редко был пешим. Конь был такой же и даже более важной частью вооружения, как и копье и щит.
Поэтому необходимость закрывать латами область тазового дна не возникала. Более того, подобная конструкция моментально бы сделала рыцаря неповоротливым.
Поэтому ходить под себя прямо в латы не было никакой нужды. Да и в штаны это сделать просто не получилось бы, поскольку современных штанов тогда еще не было.
Их заменяли чулки, которые крепились к поясу, и гульфик, который походил на нечто среднее между матерчатым треугольником и мешочком.
Так что если рыцаря без страха и упрека (или с наличием таковых) вдруг одолевала малая нужда, он мог просто сдвинуть в сторону или снять гульфик.
В конечном счете, если у него самого оказывались руки коротки, то, спрашивается, «а оруженосец зачем?»
«Альфа-доспех»
Упомянутые выше гульфики только в норме были такими вот простыми мешочками. Знатью, и особенно королями, порой одолевало желание выглядеть альфа-самцами, результатом чего стали альфа-гульфики.
У некоторых королей они были столь велики, что даже придворным лизоблюдам становилось смешно. До нас даже дошли слухи о том, что в помещении всегда сперва появлялся гульфик, а только потом – его «носитель».
Со временем этой деталью гардероба обросли и доспехи. Правда, глядя на железный гульфик, создается впечатление, что он выполнял в первую очередь эстетическую, а уж потом практическую функцию. Хотя, если подумать, его вполне можно было использовать вместо крючка!