Разговор Афони и Коли с начальником ЖЭКа, которого играет Николай Граббе - пожалуй, одна из самых важных сцен в "Афоне". В этой сценке все герои немножко лукавят. Афоня говорит, что он ни к кому не лезет, никому жить не мешает. Это совсем не так. Сантехник фактически заставил Колю выпить с собой, в результате чего штукатура даже выгнали из дома. Заменил финскую мойку на ржавую раковину в квартире "Архимеда". Два года портил жизнь своей женщине Тамаре. Другими словами, Афоня отравляет жизнь окружающим, а ведь многие из них очень неплохо относятся к алкашу-сантехнику. Катя так вообще полюбила "просто так".
Коля заявляет, что "каждый человек должен прежде всего думать об обществе, в котором он живет". Красивые слова, которые штукатур произнес только для того, чтобы поспорить с начальником ЖЭКа. К Афоне они не имеют никакого отношения: сантехник прямо сказал минутой раньше, что "путь все хоть на головах ходят", ему все равно. Коля читает газеты и беспокоится о всемирных проблемах, но делает несчастной собственную жену. Вот ему точно лучше бы прежде всего подумать о мире в своей семье, а не о том, что там ООН заявил. Самую интересную фразу произносит начальник ЖЭКа, которая потом стала крылатой:
- "Знаешь, что в тебе самое плохое, Борщов? То, что ты равнодушный. Я где-то читал, что не так страшны предатели или убийцы, потому что они могут только предать или убить, а страшны равнодушные. Это с их молчаливого согласия происходят все преступления."
Герой Граббе попал в самую точку: Афоне, действительно, нет ни до кого дела. Вот только фраза эта вообще не могла попасть в фильм. Почему же?
В начале 1960-х годов из тюрьмы вышел Александр Серый друг Георгия Данелии. Через несколько лет Данелия попросил директора "Мосфильма" Николая Сизова дать Серому работу. Так появились "Джентльмены удачи", где Данелия стал художественным руководителем, а Серый режиссером. Сценарий написали втроем - вместе с Викторией Токаревой. Однако, он оказался очень длинным и часть сцен в фильм не вошла. В частности та, где Трошкин, не сумев в тюрьме выведать у бандитов местонахождение шлема, собирается вернуться на самолете в Москву. Но буквально из салона их "вытаскивает" пробивной профессор Мальцев и начинает убеждать Трошкина участвовать в "ложном побеге". Естественно, директор детсада отказывается. Он уже настроился на возвращение в столицу, к детям. Не хочет Трошкин искать чужой шлем. И вот тогда-то Мальцев обвиняет директора в равнодушии:
В фильме эта сценка перенесена в тюрьму, а фразы про равнодушных там нет.
Ну, а дальше вы знаете. Сцена в "Джентльмены удачи" не вошла. Зато Георгий Данелия включил ее в "Афоню". В оригинальном сценарии фильма такого эпизода просто нет. Не только фразы - нет всего эпизода с разговором Афони, Коли и начальника ЖЭКа. Но это уже совсем другая история.
Если вам понравилась статья, буду рад вашему лайку. Подписывайтесь на мой канал, здесь все самое интересное!