Найти тему
НУАР-NOIR

Что делает цвет в черно-белом кино?

Мы подразумеваем вовсе не пресловутую колоризацию, которая как веяние моды последних лет только портит исконно черно-белые ленты, а изначальное появление цветных вставок или элементов в черно-белых фильмах.

Кадр из фильма  "Броненосец Потемкин" (1925)
Кадр из фильма "Броненосец Потемкин" (1925)

Принято считать, что это пошло от знаменитой сцены в «Броненосце Потемкине», когда на всех копиях вручную раскашивались кадры: над революционным кораблем поднимается красный флаг. Однако Эйзенштейн позаимствовал этот прием у Эрика фон Штрогейма.

Мы имеем в виду его легендарную ленту «Алчность», которая считалась не только самым продолжительным немым фильмом, но и экспериментаторским. Даже очень. Эрих фон Штрогейм специально раскрашивал в желтый цвет куски золота, дабы тем самым продемонстрировать «власть металла».

Затем про данный прием забыли на долгие десятилетия. Оно и понятно – наступила «эра цветного кино». Его вернул к жизни Коппола в «Бойцовый рыбке» (1983). В этом подражании нуару цветными являются как раз рыбки в аквариуме магазина, как бы символизирующие мечту главного персонажа, которого сыграл молодой Микки Рурк (именно эта роль принесла ему истинную славу)

Кадр из фильма  "Список Шиндлера" (1993)
Кадр из фильма "Список Шиндлера" (1993)

Впрочем, в «Списке Шиндлера» девочка в красном пальто должна была символизировать трагизм ситуации, когда юное создание ещё не понимает драматизма всего вокруг неё творящегося.

Только через предыдущий пример можно понять, откуда в «Матрице» появился эпизод с девушкой в кранном платье. Хотя он (эпизод) несёт в себе иной смысл – чувства являются «отвлекающим фактором».

Однако создатели ряда иных лент с этим не согласны. Например, колоризация черно-белой жизни в фильме «Плезантвилль» (1998) означает её эмоциональное насыщение, так сказать, «подлинное Бытие».

В то же самое время возможность воспринимать цвет в черно-белом мире из фильма «Посвященный» невольно отсылает к «плоду познания», ибо восприятие реальной жизни приносит не только радость, но и многие скорби.

Особая цветовая система была разработана Родригесом и Тарантино для их фильма «Город грехов». Лента изначально являлась черно-белой, но в ней изредка проявлялись три цвета. Красный относился к женской одежде. Именного такого цвета платье на девушке-жертве из пролога и куртка предводительницы «барышень» из «Старого города».

Британская ска-комедия про женскую школу

Единственным «полноцветным персонажем» фильма является Холди, которая как бы пробуждает к жизни Марва, но при этом гибнет. Она подобна ангелу, о чём говорит громила, взявшийся мстить за её смерть.

Самая нуарная из частей «Государственной границы»

В то же самое время желтый - цвет смерти. Именно желтой является кровь из ран, равно как подобного оттенка негативный маниакальный персонаж. Вместе с тем пронзительно синий, которым светятся глаза Бекки – это символ лицемерия и гордыни.