Пластунский нож, как уже давно доказано, является не более чем фейком - тщательно залегендированным, но сугубо современным новоделом. Однако ножи у казаков, в том числе у кубанцев, без сомнения были. Нельзя в походе без ножа, и кинжал его не заменит (во всяком случае, не всегда) - у него другая специфика.
Но я хочу обратить ваше внимание, что только в наше время нож может рассматриваться как боевое оружие. В прошлом нож всегда был скорее орудием, т.е. средством хозяйственно-бытового назначения. Боевые функции ножа были вторичны.
Но тем не менее в источниках ножи у кубанцев упоминаются. Так, например, в июне 1789 года секунд-майору Савве Белому поручили проверить у казаков "ружья, пистолеты, пики, ножи, патронницы". Сабли в списке не фигурируют, их у казаков не было. Из рапорта Белого:
"Части моей все казаки ружья и пики перечистили, ножи отострили."
В других источниках у казаков упоминаются "ножики складные", "ножи черкесские маленькие", "ножи черкесские большие" - "адыгэсэ". Обращаю ваше внимание, что последний - не шашка, хотя и имеет некоторое сходство с нею формой рукояти.
"Раньше черкесы носили сзади на правом боку черкесский нож ("адыгэсэ"). Его особенностью, кроме формы рукояти и лезвия, было то, что он, как и шашка, утапливался в ножнах вместе с рукоятью. В настоящее время ножи такого типа продолжают носить абхазские старики."
(с) А. С. Марзей, "Черкесское наездничество"
Утапливаемые в ножны ножи - в мировой истории вообще не новость, как и их манера ношения сзади справа на боку... Это не кинжал. Это нож. Разница в отношении к нему - как минимум в том, что кинжал никогда не использовался при приготовлении пищи и в еде, а также при бритье.
Как видите, ножичек совершенно бытового вида - мясо нарезать, деревяшку обстругать, голову обрить, в зубах поковыряться...))
Также упоминаются "крымские ножи" (один такой в Черномории в 1796 году купили за 80 копеек). Также источники говорят о "татарских" и "бахчисарайских" ножах, бытовавших в Черкесии и на казачьих землях, причем последние иногда называются "печак". Собственно, речь идет об одних и тех же ножах производства крымских татар.
В документе 1828 года упомянут некий казак 6-го пешего полка, у которого был "нож запоясный". Упоминаний о конкретных типах и формах таких ножей нет ни единого, но есть - о манере ношения. Что интересно, она крайне напоминает японскую: нож в ножнах засовывался за кушак, а чтоб не выпал, привязывался к нему ремню под кушаком шелковым шнурком. Так, засунув катану за кушак и привязав шнурком, носил ее японский самурай...)
Выше - нож, купленный в конце XX века этнографами у татарской семьи из Кубани. Семейное предание считает его исконно татарским, середины XIX века. Но такая же форма ножей встречается в Аджарии и в Азербайджане.
Ниже - аджарский нож. Также считается, что относится он к середине XIX века. Так могли выглядеть те самые "адыгэсэ", хотя этот предназначен для ношения на поясе вертикально.
Рукоять действительно почти шашечная, но нет никаких следов переделки клинка из сломанного клинка шашки, как и у первого ножа. Ножи эти, очевидно, именно такими изначально и были. Но! Никаких документальных подтверждений об использовании подобных ножей кубанцами не сохранилось, хотя на Кавказе они встречались в разных регионах, и с самыми разными формами клинков. Вплоть до ятаганных.
Вообще о именно о казачьих ножах, даже бытовых, сохранилось на удивление мало информации. О кинжалах - гораздо больше.
Это изначальная форма таких ножей. В большинстве своем они не были "переделками шашек", хотя теоретически такие переделки могли существовать - просто потому, что сломанное длинноклинковое переделывалось на ножи, кинжалы и тесаки всегда и везде.
"Шашечная" рукоять в данном случае не говорит о том, что шашка произошла от такого ножа. Все сохранившиеся такие ножи - поздние, XIX века. Форма рукояти говорит лишь о наличии устоявшейся традиции и моды на подобное оружие. Опять же, Турция рядом со своими ятаганами - то же утапливание в ножны, те же "ушки" на головке...)
Вполне возможно, что именно такие ножи послужили источником для создания фейка о "пластуне".