Найти тему
Сетевой правовед

Купили товар, который не подошел. Можно ли вернуть деньги? Обзор решения суда

В 2020 году В. купил кресло, диван и кресло-кровать. Данную мебель покупатель не смог установить в своей квартире, поскольку товар не подошел по габаритам.

В. обратился в адрес продавца (индивидуального предпринимателя) с досудебной претензией,

в которой просил вернуть 58588 рублей, уплаченные за мебель, на что получил отказ.

Тогда В. обратился в суд

с иском к продавцу о защите прав потребителя, взыскании с ответчика:

  • 58588 руб., уплаченных за мебель;
  • 85538, 48 руб. в счет неустойки;
  • 25000 руб. в счет компенсации морального вреда;
  • 20000 руб. в счет возмещения расходов за оказание юридической помощи;
  • штрафа;

Продавец просил суд

в иске отказать, указал, что кресло, диван и кресло-кровать являются мебельным гарнитуром, который не подлежит обмену (возврату), поскольку входит в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (пункт 8).

Основные законы, которые применил суд (6 пунктов):

1)из пунктов 1, 2 статьи 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" ( далее - Закона) следует, что потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы;

2)в соответствии со статьей 22 Закона требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению в течении десяти дней со дня предъявления соответствующего требования;

3)как следует из положений статьи 23 Закона, за нарушение вышеуказанного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара. При этом с учетом пункта 5 статьи 28 Закона размер неустойки не может превышать общую стоимость заказа.

4)при удовлетворении судом исковых требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке продавцом, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона, пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав  потребителей").

5)в силу статьи 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав продавцом, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины;

6)согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Иллюстрация Прохоренко Варвары
Иллюстрация Прохоренко Варвары

Суд сделал 2 основных вывода:

1) из содержания сайта продавца, его показаний, а также договора купли-продажи, квитанции к приходному кассовому ордеру, кассового чека, паспорта на диван, каталогов продукции, которые были выданы потребителю, не следует, что три отдельных предмета мебели: кресло, диван и кресло-кровать являются мебельным гарнитуром. Кроме того, продавец не предоставил покупателю достоверную информацию о размерах мебели;

2) в этом случае покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать возврата уплаченной за неподошедшую по габаритам мебель денежной суммы, в чем ему отказано неправомерно.

Суд решил:

иск удовлетворить, взыскать с продавца в пользу покупателя:

- 58588 рублей, уплаченные за мебель;

- 58588 рублей в счет неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя;

- 1000 рублей в счет компенсации морального вреда;

- 59088 рублей в качестве штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;

- 5000 рублей в счет возмещения расходов на юридическую помощь;

Всего суд взыскал с продавца в пользу покупателя 182264 рубля, при стоимости мебели 58588 рублей.

Кроме того, суд взыскал с продавца в доход местного бюджета государственную пошлину 2257,64 руб., поскольку истцы по искам о защите прав потребителя освобождены от ее уплаты.

(источник: вступившее в законную силу решение Левобережного районного суда г.Воронежа от 09 июля 2020 года по делу №2-1171/2020, опубликованное на levoberezhny.vrn.sudrf.ru)

Комментарий

1)расчет неустойки:

  • 1% от цены товара (58588 руб.) за каждый день просрочки;
  • поскольку письменная претензия покупателя о возврате денег получена продавцом 21 февраля 2020 года, то продавец должен был вернуть деньги покупателю не позднее 02 марта 2020 года (в течение 10 дней). Однако по состоянию на 08 июля 2020 года возврат денежных средств продавцом не осуществлен;
  • таким образом, период просрочки составляет с 03 марта 2020 года по 08 июля 2020 года, то есть 128 дней;
  • следовательно, сумма неустойки равна 74 992, 64 руб. (из расчета 58588 Х 128 Х 0,1), а с учетом требований пункта 5 статьи 28 Закона (неустойка не может превышать общую цену товара) – 58588 рублей;

2) расчет штрафа:

  • 50% от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя;
  • суд взыскал: 58588 руб. (возврат за мебель), 58588 руб. (неустойка), 1000 руб. (компенсация морального вреда),
  • следовательно, штраф составил 59088 руб. (58588+58588+1000) Х50%;
  • 5000 руб. в счет возмещения расходов на юридическую помощь не учитываются при расчете штрафа, так как являются судебными расходами;

3)для взыскания в судебном порядке в пользу потребителя штрафа и неустойки нужно обязательно направить в адрес продавца письменную претензию и иметь доказательства получения такой претензии адресатом. Если бы покупатель до суда не направил в адрес продавца претензию с требованием о возврате денег, то суд вряд ли взыскал бы с продавца штраф и неустойку;

4)в целом по таким делам сложилась положительная (для потребителя) судебная практика, однако к делу нужно тщательно готовиться, правильно оформлять претензии, исковые заявления, соблюдать определенный порядок действий.

Спасибо за внимание.

С уважением, Арсений Прохоренко.

В комментариях можете оставлять вопросы, жалобы, предложения! Постараюсь ответить на все.

Подписывайтесь!

Читайте также:

1)Права потребителя в связи с обменом (возвратом) товара, который не подошел, порядок действий, образцы претензии, иска

2)Купили технически сложный товар и обнаружили в нем недостатки? Права потребителя