Найти тему

На выставке картин Николая Рериха: «Неутомимый, вечно бодрствующий»

Оглавление

Рериху посвящена целая литература - статьи, альбомы, монографии… Из всего многообразия выделю мнение критика великого, в совершенстве постигшего суть предмета.

Речь о первом космонавте планеты Юрии Алексеевиче Гагарине. В своей книге «Дорога в космос» он пишет:

«В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода «Востока» из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха»!

Эверест (Джомолунгма), 1935 г.
Эверест (Джомолунгма), 1935 г.

Да, картины Рериха полны видения поистине вселенского. Они являют нам царствие красок и света, манят сполохами дальних огней и блеском горных вершин.

Гималаи, 1939 г.
Гималаи, 1939 г.

Тем более интересно было воочию увидеть его работы на выставке в Ярославском художественном музее. Показанная коллекция происходит из собрания Государственного Русского музея. Фотографии сделаны непосредственно с холстов с разрешения организаторов.

В выставочном зале
В выставочном зале

Русь изначальная

В 1903-1904 году Рерих совершил большую поездку по 40 древнерусским городам: Ярославлю, Костроме, Ростову Великому, Юрьеву-Польскому, Изборску, Печорам … В результате появилась серия картин, наполненных впечатлениями от величавой старины.

Рерих Николай Константинович (1874-1947) https://www.amb.lt/data/public/uploads/2020/03/horizont.jpg
Рерих Николай Константинович (1874-1947) https://www.amb.lt/data/public/uploads/2020/03/horizont.jpg
Ростов Великий. Воскресенская церковь, 1904 г.
Ростов Великий. Воскресенская церковь, 1904 г.

На полотне «Дозор» изображена каменная твердыня, напоминающая Изборскую крепость. Она видится символом несокрушимой мощи, стоящей на страже русской цивилизации: её традиций, языка и самой жизни.

«Дозор», 1905 г.
«Дозор», 1905 г.

При взгляде на картину «Чара звериная» невольно вспоминаются летописные строки: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами, реками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми» …

Шесть медведей, покорно внимающих звукам пастушьей свирели – тоже часть её неукротимого духа.

«Чара звериная», 1943 г.
«Чара звериная», 1943 г.

Картина «Поход Игоря» написана Рерихом в самый разгар Сталинградской битвы. Художник писал в своих дневниках: «В грозе и молнии куёт русский народ славную судьбу свою … История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай»!

«Поход Игоря», 1942 г.
«Поход Игоря», 1942 г.

В картине «Единоборство Мстислава и Редедей» также слышатся отголоски великого сражения под Сталинградом

«Единоборство Мстислава с Редедей», 1943 г.
«Единоборство Мстислава с Редедей», 1943 г.

«Партизаны» Рериха не привязаны ни к каким временным рамкам. Они - явление извечное, накрепко утвердившееся в генетической памяти народа. Так уж повелось – стоило врагу появиться на священных рубежах, как тут же ему навстречу из чащи дремучих лесов выходили суровые мстители

«Партизаны», 1943 г.
«Партизаны», 1943 г.

Рерих и театр

В театр Рерих пришел уже как зрелый художник. В репертуаре его прежде всего интересовали постановки на темы духовной истории славянства и взаимного диалога различных культур.

В 1907 г. он стал одним из создателей «Старинного театра», в 1909-1913 гг., оформлял «Половецкие пляски» для знаменитых «Русских сезонов» в Париже, делал декорации к опере «Псковитянка» Римского-Корсакова и к балету «Весна священная» на музыку Стравинского.

С большой силой его талант проявился при оформлении театральных постановок «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Валькирия» и др.

В основе постановки «Сестра Беатриса» лежит пьеса М. Метерлинка. Монахиня Беатриса оставила монастырь ради любви к молодому человеку. А когда вернулась, выяснила, что её отсутствия даже не заметили – обязанности сестры Беатрисы всё это время исполняла Святая Дева … Однако классно!

«В монастыре». Эскиз декорации к пьесе «Сестра Беатриса», 1914 г.
«В монастыре». Эскиз декорации к пьесе «Сестра Беатриса», 1914 г.

В 1908 г. первая постановка по пьесе Островского «Снегурочка» в декорациях Рериха прошла на цене парижской «Opera Comique».

«Ярилина долина», эскиз декорации к пьесе Островского «Снегурочка», 1908 г.
«Ярилина долина», эскиз декорации к пьесе Островского «Снегурочка», 1908 г.
«Урочище», эскиз декорации к пьесе Островского «Снегурочка», 1912 г.
«Урочище», эскиз декорации к пьесе Островского «Снегурочка», 1912 г.

Прекрасное знание северной природы, обретенное в поездках по Карелии и Финляндии, помогло Рериху в работе над декорациями к драме Ибсена «Пер Гюнт»

«Мельница в горах», эскиз декорации к драме Ибсена «Пер Гюнт», 1912 г.
«Мельница в горах», эскиз декорации к драме Ибсена «Пер Гюнт», 1912 г.

На фоне северной природы художник запечатлел образ Сольвейг, вечно ждущей скитающегося по миру Пер Гюнта.

«Ждущая» (Сольвейг), 1941 г.
«Ждущая» (Сольвейг), 1941 г.

Гималаи

«Ни с чем не сравнима радость того мгновения, когда солнце восходит над Гималаями; когда синева ярче сапфиров; когда издали ледники сверкают, как несравненные драгоценные камни». Н.К. Рерих

Рерих рассматривал Гималаи как сокровищницу духовного прозрения и всемирного познания. В 1923 году художник поселился в Сиккиме – индийском штате в предгорьях Гималаев. На новом месте он с первых дней начал работать над горными пейзажами. Но вскоре мастеру пришлось убедиться, что горы требовали особых выразительных средств. Искать их пришлось долго и мучительно.

Лучшим материалом для отображения заснеженных вершин оказались льняные холсты-сырцы. Добиться эффекта внутреннего свечения художнику удалось путем отказа от цветных грунтов с применением чистых красок. Всего Гималаям художник посвятил более 600 своих произведений.

На картине из цикла «Твердыни Тибета» Рерих изобразил монастырь в Ладаке. Экспедиция к буддийской святыне заняла более двух месяцев.

«Ступа. Ладак», 1937 г.
«Ступа. Ладак», 1937 г.

Кришну Рерих сравнивал с русским Лелем – оба пели на лоне природы, призывая всё сущее к радости

«Кришна», 1946 г.
«Кришна», 1946 г.

На одной из картин Рерих запечатлел огни сторожевых башен. В Гоби их называли «Цветами Тамерлана», и использовали для передачи важных сообщений на огромных пустынных пространствах. Провозглашая свой «Пакт Мира», Рерих мечтал, чтобы «во всех частях мира на высотах горели дружеские огни»

«Огни победы» (Дозорные огни на Гобийских башнях), 1940 г.
«Огни победы» (Дозорные огни на Гобийских башнях), 1940 г.

Величественно разворачиваются на картинах Рериха виды горных массивов

«Облака на вершинах», не позднее 1936 г.
«Облака на вершинах», не позднее 1936 г.
«Гималаи. Ракопуши», 1933 г.
«Гималаи. Ракопуши», 1933 г.
«Горное озеро. Перевал Бара-Лача», 1944 г.
«Горное озеро. Перевал Бара-Лача», 1944 г.
«Тибет. Горящая вершина», 1933 г.
«Тибет. Горящая вершина», 1933 г.

Большое впечатление производит одна из удачных выставочных экспозиций: 14 одинаковых по размеру картин Рериха образуют широкую панораму Гималаев. Яркое зрелище увлекает, завораживает.

-23

На одном из этюдов изображена Брамапутра, священная река индусов. Здесь закончилась 5-ти летняя экспедиция Рериха по странам Азии.

«Брамапутра», 1930-1940 гг.
«Брамапутра», 1930-1940 гг.

Очень хорош этюд «Туман в горах», 1945 г.

-25

Облака на картинах Рериха часто представляются одухотворенными символами. Так, в одном из них художнику увиделась светлая фигура, олицетворяющая силы Добра. Выпущенная небесным стражем стрела остра и стремительна. И это дарит надежду на лучшее в тревожном мире

«Защитник» (Облако-стрелок), 1937 г.
«Защитник» (Облако-стрелок), 1937 г.