Найти тему
Неальтернативная история

Тохары и псевдотохары - разбираемся, кто есть кто

После статьи "Европеоидное население Южной Сибири и Центральной Азии бронзового века не имеет отношения к Европе" чего я только не увидел в комментариях. Вот открытым текстом несколько раз написал, что юэчжи и тохары – это названия одного и того же народа, только первое использовалось китайцами, а второе персами. Но все равно многие писали, что истинные тохары говорили на восточно-иранских языках и были родственны с юэчжами. Да как же тохары были родственны юэчжам, если тохары и были юэчжами? Это все равно, что говорить, если мы называем немцев немцами, а англичане германцами, то это два разных родственных народа. А еще были неистинные или псевдотохары, которые говорили на нетохарском языке и отношения к тохарам не имели.

О тохарах и псевдотохарах я уже писал в статье "Тохары и псевдотохары - народ, которому просто не повезло с названием". Сейчас же я снова хочу поговорить о различиях тохаров истинных и тохаров неистинных.

Я понимаю, что приводить какие-либо аргументы бесполезно, их все равно не услышат. Поэтому пойду с другой стороны. В математике есть такое понятие, как доказательство от противного, когда доказывается не сам постулат, а невозможность обратного.

Предположим, что тохары и псевдотохары – это, действительно, два разных народа, говоривших на разных языках, не имеющих отношения один к другому.

С истинными тохарами, вроде, все более-менее понятно. Это юэчжи, которые к середине II века до н.э. под натиском хунну и усуней вынуждены были оставить насиженные места в Тариме и отступить сперва в Семиречье, а затем в Бактрию, где стали называться тохарами, которыми, по сути, и являлись. Вместе с тем, и Бактрия со временем стала называться Тохаристаном.

А кто тогда такие псевдотохары? По официальной версии, это народ, проживавший в I тысячелетии до н.э. в Таримском бассейне, говоривший на тохарском-А и тохарском-Б языках (подразумевая псевдотохарские диалекты, конечно же). И вообще псевдотохары пришли в Тарим, когда там уже проживали истинные тохары-юэчжи. Как пишет Википедия, предполагаемое самоназвание псевдотохар – арси (ārsí) и кушан (kučaññe). И вот после ухода юэчжей эти самые кушаны и стали псевдотохарами. Правда, произошло это значительно позже, лишь в XX веке. Сперва с подачи немецкого исследователя Вальтера Бруно Хеннинга таримских кушан стали называть тохарами. Но потом вдруг выяснилось, что на территории Афганистана есть другой Тохаристан, где тоже проживали тохары. И, вместо того, чтобы продолжать называть таримских кушан собственно кушанами, их стали назвать псевдотохарами.

Ну допустим, что были юэчжи и кушаны, причем последние так сильно отличались от первых, что даже язык у них был псевдотохарским.

Тогда картина получается следующая. Жили себе, жили юэчжи (истинные тохары) в Тариме, и вот откуда ни возьмись пришли в Тарим кушаны (псевдотохары). Откуда пришли - неизвестно, главное, что пришли. Ну пришли и пришли, места много, расселились.

Опять же, допустим.

Хотя приводимые в журнале Nature результаты генетического исследования таримских мумий указывают на полное отсутствие у таримцев бронзового и раннего железного века каких-либо внешних генетических примесей. То есть генетики отвергают факт миграции в Тарим какого-либо народа. Напротив, они указывают, что если в Джунгарии отмечаются примеси Y-хромосомной гаплогруппы R1b, связываемой с расселением афанасьевцев, то в Тариме наблюдается полное отсутствие любых иных гаплогрупп, кроме R1a-Z93. Они даже указывают на совершенную чистоту генофонда таримцев, что показывает их изолированное развитие и опровергает какое-либо смешение с другими популяциями.

Но это не все.

В конце III века (209 год) до н.э. к власти пришел хуннский шаньюй Модэ. И вот он в союзе с усунями, которые проживали на востоке Синьцзяна и западе Ганьсу, напал на юэчжей и нанес им столь сокрушительное поражение, что те вынуждены были спасаться бегством.

Судя по тому, что в Бактрию ушли истинные тохары, а псевдотохары остались в Тариме, но в Бактрии оказались юэчжи, а в Тариме - кушаны, из-за которых и возник весь этот сыр-бор, то получается, что исконно местные юэчжи (истинные тохары) ушли в Бактрию, а в Тариме остались кушаны (псевдотохары), то есть то самое пришлое население.

И снова допустим.

Но если юэчжи были истинными тохарами, а кушаны псевдотохарами, если истинные тохары ушли в Бактрию, а псевдотохары остались в Тариме, то с какого перепуга тогда истинные тохары-юэчжи в Бактрии создают Кушанское царство, если собственно кушаны (псевдотохары) остались в Тариме?

Существование в Бактрии Кушанского царства, возглавляемого бывшей юэчжийской верхушкой, никто не отрицает. И если так, а это так, то в Бактрию должны были уйти вовсе не юэчжи (истинные тохары), а как раз тот самый пришлый нетохарский кушанский элемент (псевдотохары). Или истинные кушаны-тохары ушли в Бактрию, а в Тариме остались кушаны-псевдотохары? Как-то странно это все...

И да, Википедия так и пишет, что "основная часть настоящих тохар ушла вместе со своими родственниками кушанами на юг в Бактрию". А раньше в той же статье написано: "предполагаемое самоназвание псевдотохар – арси и кушан". Причем, их "не следует путать с истинными тохарами, которые были родственны с юэчжами". Если свести эти три цитаты воедино, то настоящие тохары ушли в Бактрию вместе со своими родственниками псевдотохарами, которые даже говорили на нетохарском языке и никакого отношения к тохарам не имели. Ну вы уже сами то определитесь! Псевдотохары - это кушаны, которых не стоит путать с истинными тохарами, родственными юэчжам, или истинные тохары родственны кушанам?

Как видим, попытки лигитимизировать искусственные, если не сказать, притянутые за уши понятия "истинные тохары" и "псевдотохары" приводят к противоречию.

Да все просто. Как у Кэрролла в "Алисе в Стране чудес": если бы все было так, все не могло бы быть не так, но поскольку все было не совсем так, все было совсем нет так.

Не было никаких истинных тохаров и неистинных псевдотохаров. Был единый народ, который, как показывают исследования, весьма изолированно проживал в Таримском бассейне на юге Такла-Макана. Китайцы называли этот народ юэчжами, персы – тохарами, а сами себя они, по всей видимости, называли кушанами.

И как только мы принимаем этот вывод все тут же встает на свои места.

Получается, веками в Тариме жили некие кушаны. Ниоткуда не приходили и никуда не уходили, а так изолированно и жили там сотни лет в составе единого народа, во всяком случае, их генофонд не отмечает каких-либо внешних примесей, что исключает их смешение с другими народами. Китайцы называли этот народ юэчжи, а персы тохары.

Когда хунну вынудили этот народ уйти в Бактрию, очевидно, не все население покинуло насиженные места, часть осталась в Тариме, подчинившись хунну. Оказавшись в ираноязычной бактрийской среде, все чаще имя юэчжей начинает заменяться персидским "тохары", хотя китайцы (Чжан Цянь) продолжают называть их юэчжи.

Самих же себя этот народ по-прежнему называл кушанами, и именно это имя они дали своему государству – Кушанское царство. И именно это имя звучит в названии пуштунов, современного народа Афганистана и Пакистана.

Что, собственно, и требовалось доказать.

Наука
7 млн интересуются