Все-таки зритель наш романтическое кино любит больше экспериментального. После «Ундины» Кристиана Петцольда они расходились притихшие, сохраняя в себе переживания, которыми наполнил фильм, и не желая их расплескать . Вроде бы и легенда пусть и в современной облатке и интерпретации, но тонкая игра артистов, «химия» отношений, как писали в рецензиях, оценивая дуэт Паулы Бир и Франца Роговский, прекрасная операторская работа и музыка – адажио ре минор Марчелло-Баха- затянули в пучину глубоких и реальных переживаний. Послевкусие, важный фактор определения качества вина, и для фильма, если оно сохраняется надолго, это такой же показатель. А потом, когда остынешь от эмоций и подумать над фильмом хочется- мифология ведь не зря рождалась в глубине веков и будоражит нас до сих пор, иногда поразительно точно соотносится с жизнью. Мы вообще изменились и пытаемся чувствовать мир на более тонком уровне. Романтическое кино нам в этом в помощь. В обиходе уже вовсю и вполне осознанно звучат фразы: «это был сигнал судьбы», «слушай, что тебе подсказывает интуиция», «видишь, как реагирует мир на твои мысли» , «судьба туда тебя не пускает, это не твоё!» Наше отношение с миром во многом формируется благодаря кино, и всякое переживание, вовлеченность в сюжетную канву, соотнесение с личным опытом и собственными представлениями идут на пользу делу. Что тут говорить: «душа обязана трудиться…» Фильм «Ундина» Кристиана Петцольда этому способствует, главным образом потому, что талантлив.
«По соседству» - фильм тоже из новой немецкой волны и режиссерский дебют титулованного актера Даниэля Брюля. Кто-то запомнил его влюбленного в еврейскую девушку нациста из «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино, кто-то неистового гонщика Ники Лауди, реального героя из «Формулы-1» в фильме Рона Ховарда «Гонка», принесшего мировую известность. После просмотра фильма «По соседству» зрители, без сомнений запомнят Даниэля Брюля как режиссера, но и опять же исполнителя главной роли. Это фильм на двоих – партнером Брюля в фильме стал Петер Курт, который снимался в фильме Андрея Кончаловского «Рай». Тема актуальная и отчасти личная для автора фильма Даниэля Брюля: любому популярному актеру приходится расплачиваться за широкую известность пристальным вниманием к своей личной жизни, куда кто не попадя сует свой нос. Соседом с элитным домом, где живет кинозвезда – герой Даниэля - оказался бывший служащий Штази- немецкой разведки времен ГДР, и вдобавок раненый жизненной драмой с женой-изменницей, которую он не может простить. Доказать глянцевому , обожаемому и с виду благополучному соседу, что он такой же неудачник в личной жизни, как и он сам, развенчать его красивую картинку на обложках журналов в паре с женой –дело техники. Цифровые технологии и возможности доступа к информации позволяют бывшему разведчику сделать это без особого труда. Зашедшему до отлета на очередной кастинг в любимое кафе актеру он с бесстрастностью разоблачителя рисует картины скрытой жизни прислуги и домочадцев. Герой Петера Курта в эти мгновения накаляет атмосферу до ненависти к себе – такое впечатление, что он холодно вонзает нож в свою жертву и с любопытством смотрит как она корчится от боли. Герой Даниэля выплескивает на экран всю палитру красок внутренней борьбы - от возмущения беспардонностью своего нового знакомого, нагло зашедшего в его личную жизнь и даже дом благодаря прислуге, до мучительного желания подтвердить свои подозрения и догадки, которые его конечно же, посещали, но он их гнал от себя. На наших глазах рушится мир, выстроенный упоением успешной карьерой, старательным следованием положенным стереотипам пиара. Осознание иллюзорности собственной жизни становится главным для героя , а долгожданный кастинг и съемки в Лондоне исчезают как дым. Но слишком соблазнителен этот мир-глянцевый, гламурный, почитаемый, роскошный и уже следующая героиня, на этом же этаже с окнами в пол, как в начале фильма герой Даниэля, также ходит с текстом разучиваемой роли на глазах у соседей, пока, вероятно, не думая над тем, что у такой открытости бывает крайне неприятная обратная сторона.
Фильм «Тридцать» Симоны Костовой снимался всего восемь дней и на 5 тысяч евро- даже не заглядывая на сайты, где публикуются бюджеты фильмов, легко догадаться, что это – ничего. И тем не менее , фильм получился, уже прошел через целый список фестивалей, а это значит, что режиссеру-дебютанту не отказали в мастерстве. Фильм снят в манере документального кино или как принято сейчас говорить – в режиме онлайн и потому просто проход молодых людей по хипстерскому району Берлина, это реально проход, а пробег – это просто бег. Герои шатаются по ночному городу, пытаясь найти в нем подходящее место и хоть какие-то ощущения и смысл, а он не находится, потому что период тинейджерства, когда гормоны и энергия из ушей давно пройден, а новый смысл жизни не обретен. «Я думала, что люди будут умирать от рака, а они будут умирать от одиночества» – выносит вердикт одна из девушек в этой разноликой , но однообразной тусовки, в которой никому не до кого нет дела. И потому попытка девушки Кары в этом гвалте, долбящей в одну ноту музыке и объясниться любви не услышана- предмет её воздыхания отстранен и пуст как барабан- какие тут могут быть чувства? А разве может получиться разговор о любви, где в качестве дизайна использован унитаз как символ того, что здесь, в ночном хипстерском клубе сливаются низменные потребности и расточительное отношение к жизни? Это фильм-состояние и его чувствуешь пронзительно. Но возвращаться и посмотреть еще раз совсем не хочется. Понимаешь что Симона Костова в начале пути и этот её онлайн- стиль обязательно оформится во что-то зрелое, цельное и классное. Я же говорю, что романтическое кино нашему зрителю ближе , чем экспериментальное.