Pionerpanzer 2A1 Dachs или просто Pionierpanzer Dachs, что в переводе «барсук» принадлежит к группе инженерной военной техники и является преемником Pionierpanzer 1.
Бронемашина, а точнее бронеэксковатор, создан на базе шасси Leopard 1.
Машина могла применяться для буксировки повреждённых транспортных средств, но в первую очередь, его основная задача была работа с ландшафтов, создание въездов и выездов на водных преградах, возведение фортификационных сооружений, вроде окопов и углублений для техники, и прочие работы по устранению преград на поле боя.
История создания
История его создания схожа с историями другой техники из семейства Leoprad 1.
В 1969 году начались работы по строительству нового так называемой многоцелевой инженерной бронемашины-амфибии.
Компания MaK построила первые два прототипа в период с 1981 по 1983 год и провела их заводские испытания в 1984 году. Третий прототип появился в 1987 году после того, как заказ был размещен Федеральным управлением оборонных технологий и закупок, таким образом, количество экспериментальных прототипов равнялось трём штукам. Компания EWK отвечала за механизм поворота и систему экскаватора.
Изначально на прототипе, на телескопической стреле была установлена лестница, но на серийных машинах она отсутствовала.
После завершения научных изысканий, направленных на создание «бронированной инженерной машины», оружейное ведомство Бундесвера выбрало наиболее финансово разумное решение, однако полностью приняв во внимание результаты научных изысканий, и это решение заключалось в переделке существующих «Pionierpanzer» 1 и «Bergepanzer» 2 в новый «Pionierpanzer» 2 «Dachs».
Таким образом, за короткий период времени, между 1981 и 1985 годами, была создана новая машина.
Компания MaK передала Бундесверу 13 апреля 1989 года первые серийные машины "Pionierpanzer" 2 "Dachs". А к концу 1990 года были сдано 36 «Pionierpanzer» 2, которые получили название «Pionerpanzer» 2А1 «Дач», или как сказано ранее «Барсук»
Обозначение A1 было выбрано, чтобы показать увеличение технологичности машины по сравнению с БРЭМ Bergepanzer» 2
По сравнению с «Pionierpanzer» 1, машина «Dachs» имеет следующие новаторства:
· Вместо телескопического крана был установлен экскаватор с ковшом вместимостью 1,1 м3. Экскаватор имеет производительность 140 м3/ч, максимальную глубину копания 5050 мм и максимальную дальность копания 9200 мм. К телескопической стреле экскаватора прикреплен крюк для подъема груза. Он может поднимать вес примерно 7700 тонны. В целях безопасности установлена система предупреждения о перегрузке. Стрела крана, или точнее ковша, может поворачиваться на 195,5 град.
· Экскаватор имеет систему дистанционного управления. Пульт дистанционного управления подключается по кабелю.
· Машина может работать в воде на грубияне до 2.25 метра. Имеются специальные насосы с фильтрами, которые защищают систему охлаждения машины от загрязнения при работе в грязной воде.
· Датч имеет внешнюю розетку для подключения аппаратов сварки и резки.
· На командирской башне были установлены откидные перископы, позволяющие вести хорошее наблюдение при выполнении работ в условиях применения оружия массового поражения.
· Машина имела устройства Радио-Электронной Борьбы
Каждая бригада инженерной роты имеет по две машины «Дач», в каждом инженерном батальоне дивизии - четыре машины типа «Дачи».
Кроме бундесвера, машины этого типа машины есть только в канадской армии. Всего компания MaK произвела для Канады 9 таких машин, получивших обозначение Combat Engineer Vehicle-CEV или просто «Badger», что в переводе с английского тоже «барсук»
Описание конструкции
Инженерное оборудование
Сердцем машины является установленная на корпусе телескопическая стрела с обратным ковшом, очистной и опорный щит, подъемное оборудование и лебедка, а также различное оборудование, такое как система резки и сварки и прожекторы.
Производительность гидравлической системы была увеличена, и использует систему гидрораспределения усилия, это означает, что несколько гидравлических цилиндров, которых три, могут работать одновременно и независимо друг от друга. Рабочее давление гидросистемы 300 бар.
Особенностью барсука является возможность непрерывной работы на глубине 4 м используя шахту вентиляции и после специальной подготовки двигателя и шасси.
Управление телескопической стрелой осуществляется дистанционно. Без этих мер рабочая глубина составляет 0,8 м, а с глубоководным оборудованием - 2,25 м.
Машина оборудована системой отчистки и промывки воды, что позволяет барсуку работать в грязной воде. Вода так же используется для охлаждения двигателя и гидросистемы.
Телескопическая стрела выдвигается на 9,2 метра, обеспечивает диапазон поворота 195,5 °, а угол наклона примерно 60 °.
Емкость доступных ковшей составляет 0,6 м³ и 1,1 м³. Производительность экскаватора достигает 140 м³ / час, выдавая усилие 125 кН. На стрелу можно установить зажим с когтями для валки и удаления деревьев.
Стрелу можно использовать также в качестве крана, прицепив к нему крюк с помощью, которого можно поднимать грузы до 7,8 т с радиусом действия 3,98 м и до 2,6 т с радиусом действия 7,92 м. Для предотвращения перегрузки во время работы, установлена система предупреждения, останавливает работу подъемника.
Форма расчестного и опорного щита адаптирована к областям применения машин и может быть увеличена с 3,25 м до 3,75 м за счет раскладывания удлинителей.
Угол вреза в почву фиксированный и составляет 50 °, высота щита 94 см. Производительность очистки 270 м³/час. Для «одевания» щита на машину уходит около 15 минут. Два сменных зуба позволяют рыхлить почву на глубину до 45 см при движении задним ходом. Во время работы с лебёдкой щит используется как якорь обеспечивая дополнительную устойчивость и опору машины.
Лебёдки не подверглась изменения, но была дополнена усовершенствованной системой равномерного натяжения каната при его разворачивании или сворачивании. Тяговое усилие лебедки 34,5 т при одинарном натяжении и 69 т при двойном натяжении при использовании шкива. Канадский барсук оснащен лебедкой с тяговым усилием 35 т при одинарном натяжении.
Рабочая скорость составляет 14 м / мин на первой передаче и 44 м / мин на второй передаче.
Шкив над серединой отвала снижает износ каната, длинна которого составляет 90 м и толщина 33 мм. Систему лебёдок нельзя использовать в подводном положении.
Дополнительное оборудование включает:
- систему резки и сварки (54 В / 360 А),
- угловую шлифовальную машину,
- ударный гаечный ключ,
- автомобильный домкрат,
- шкивы,
- буксирные ножницы,
- скобы и,
- помимо бортовых инструментов, расширенный набор инструментов.
Уменьшение внутреннего пространства для хранения компенсировали тремя запираемыми ящиками на бортах, которые в 2009 году немецкие вооруженные силы дополнили водонепроницаемым ящиком для хранения на крыше в районе моторной части.
Интерьер и экипаж
В состав экипажа «барсука» входит три солдата:
- Механик-водитель;
- Командир;
- И третий члена экипажа в качестве дополнительного рабочего.
Водитель располагается в передней правой части автомобиля под люком в крыше корпуса. В его задачи входит управлять машиной по приказам командира и обслуживать инженерное оборудований, в том числе щит и лебёдку. Так же он отвечает за техническое состояние машины.
Командир находится чуть левее, прямо за водителем. Он командует «датчем», отвечает за радиосвязь, с вышестоящим начальством, при необходимости может заменить механика-водителя во время управления им ковшом. Так же он отвечает за обслуживание зенитного пулемётом.
Третий солдат сидит в задней части надстройки.
Доступ в боевое отделение осуществляется через два люка в крыше, или через люк с левой стороны машины.
Защитное снаряжение
Корпус танка состоит из сварных бронелистов армированной однослойной стали. Уровень защиты шасси соответствует танку Leopard 1.
Борта танка имеют бронирование 25-35 мм, и 10мм бронирование крыши.
Гидроцилиндры телескопической стрелы имеют защиту от осколков. Так же в систему защиты экипажа входит фильтры для работы при применении ОМП, и система предупреждения и пожаротушения.
Выхлопная система смешивает горячий выхлопной газ со свежий воздухом с улицы для понижения температуры и уменьшение обнаружения тепловизором.
Для работы во время операции международных силы под руководством НАТО, отвечающие за обеспечение стабильности в Косове, и военной миссией НАТО в Афганистане Итальянские танки получили дополнительное бронирование MEXAS от фирмы IBD Deisenroth Engineering.
Вооружение
Вооружение состоит из зенитного пулемёта MG на крыше машины, который управляется командиром, так же в систему вооружение входит, шесть 76мм гранатомётов с дымовыми гранатами. Канадские датчи использую Бельгийский пулемёт FN MAG.
Привод и шасси
В целом подвеска и шасси танки соответствую версии танка Leoprad 1A1.
Шасси имеет семь спаренных колес с резиновыми шинами и четыре опорных ролика с каждой стороны. Ведущее колесо находится сзади.
Во избежание спадания цепи при «движении по труднопроходимой местности» на прототипах были установлены диски увеличенного размера на ведущих колёсах.
Серийный машины оснащались очистителями ведущих колес, которые при необходимости можно закрепить поперек барабана ведущего колеса. Когда очистители не используются, они хранятся сзади справой стороны. Давление на грунт составляет 0,92 кг/см.
Вся трансмиссия так же была взяла от Leoprad 1A1.
Приводимый в движение 10-цилиндровым многотопливным двигателем MB 838 CaM-500, Dachs развивает максимальную скорость 62 км / ч. Двигатель выдаёт мощность 830 л.с. и при общей массе машины 43 тонны, и получается 19,3 лс. на тонну массы.
Объём топливных баков увеличен до 1410 литров, что даёт запас хода - 500 км при расходе 280 л на 100 км.
Двигатель оснащен системой смазки под давлением с сухим картером, чтобы обеспечивать постоянную подачу масла даже на труднопроходимой местности и в наклонных положениях.
Напряжение бортовая сети 24В, которая питается от трехфазного генератора мощностью 9 кВт с жидкостным охлаждением. Система аккумуляторов включает шесть батарей по 12 вольт каждая, общей емкостью 300 ампер-часов.
На Датч установлена механическая коробка передач 4HP250 от фирмы ZF Friedrichshafen (Фридриксхафен) , которая обеспечивает четыре передачи вперёд и две передачи заднего хода. Муфта соединена через гидротрансформатор.
Гидравлические тормоза бронемашины соответствуют минимальным требованиям правил дорожного движения.
Заходите на наш YouTube канал, там много интересных видео.