Так говорили в институте, в котором училась Надя. Это неправда, но так говорили. Математику в институте не преподавали, а вот физика на первом курсе была. И физику Надя знала плохо. Ей было проще запомнить названия костей на латыни, чем понять электродинамику, например.
Занятия проходили в виде лабораторных работ. Приходишь на занятия, а там уже собрана цепь из разных приборов, проводов и рубильника. Все приборы, шкалы и ручки обозначены буквами и цифрами. На каждом столе методичка. В ней инструкция. " Включить рубильник, повернуть ручку "а" прибора "Б" до положения "50" и записать показания шкалы "IV" прибора "А", обозначив их буквой "Х"..." Студенты вертели ручки согласно инструкции, потом подставляли цифры в приведенную формулу и получали результат. Если он совпадал с тем, что был у преподавателя, лабораторную засчитывали.
Но однажды преподаватель заболел. Вместо него пришел незнакомый пожилой препод и заявил:
-Сегодня лабораторную работу вы будете защищать.
-Это как?- забеспокоилась Надя.
-Вы будете отвечать на мои вопросы.
Студенты делали лабораторную, закончив, выходили в соседний, смежный кабинет, отвечали на вопросы препода и уходили. Наконец, осталась только Надя, её одногруппник Олег и преподаватель.
-Что вы делали сегодня?- благодушно спросил Надю преподаватель.
-Измеряли сопротивление диода,- Надя прочитала название лабораторной работы.
-Правильно. И где этот диод?
Надя не могла ответить, что не имеет ни малейшего понятия, и махнула рукой в сторону соседней комнаты:
-Там.
-Принесите его,- так же благодушно сказал препод.
Надя вышла в соседний кабинет и задумалась. Цепь состояла из двух приборов, проводов и рубильника. "Ну, и где этот чертов диод?"- подумала Надя. "Пойдем методом исключения. Рубильник- это выключатель, это точно не диод. Провода- это провода. Диод в них не поместится. Как он может поместиться в проводе? Никак. Остались приборы". Один, большой, Надя знала. Это был старый советский осциллограф "С1-54". Так на нем было написано. Оставался второй прибор. Он был меньше осциллографа. Но тоже не диод. Надя обошла его вокруг и увидела сзади прибора схему. "Ну, вот же- треугольник с черточкой! Точно. Диод внутри!"- поняла девушка. Надя отцепила провода прижала прибор к груди и потащила его в соседний кабинет. Дверь была закрыта, но открывалась наружу. В закрытом положении её удерживала довольно сильная пружина. Не долго думая, Надя со всей силы пнула дверь, та с грохотом распахнулась и девушка быстро вбежала в соседний кабинет. Дверь с таким же грохотом закрылась.
Не ожидавший такого, преподаватель подскочил на стуле и уставился на Надю поверх очков.
-Это что?- удивленно спросил он.
-Диод,- ответила Надя, прижимая к себе прибор.
Лицо преподавателя пошло красными пятнами.
- По вашему, это- диод!?
-Нет, это- прибор. Но вот здесь, видите?-Надя повернулась к преподу спиной-Прямо над плечом- схема. А в ней треугольничек с черточкой. Это- диод!
-Немедленно отнесите прибор на место!-сказал багровый преподаватель.-И если вы через пять минут не принесете мне диод, вы будете ходить ко мне на отработки до тех пор, пока вас не отчислят!
Надя потащила прибор в соседний кабинет, Олег открыл дверь и шепнул ей на ухо:
-Рубильник неси.
"Какой рубильник? Почему рубильник?- думала Надя, водружая прибор на место.- Рубильник точно не диод. Пойдем логическим путем. В провод диод не поместится. Этот прибор я уже носила. Остается осциллограф. Это- с одной стороны. А с другой стороны: я девушка субтильная, осциллограф здоровенный, тяжелый, а вдруг уроню? Станет преподаватель дорогой техникой рисковать? Не станет. Остается рубильник". Надя со вздохом отцепила провода и с тяжелым сердцем понесла рубильник в соседний кабинет. Лицо преподавателя уже приобрело обычную окраску. Он поглядел на Надю недоверчиво и спросил:
-Что вы принесли?
-Диод,- мрачно ответила Надя.
-Это, по-вашему, диод!?-закричал преподаватель. Лицо у него стало красно-синюшным и Надя испугалась, что его хватит удар.- Это диод!?
-Нет, это рубильник,- так же мрачно ответила Надя,- Но там остался только осциллограф, я его просто не донесу!
Какое-то время преподаватель испытующе смотрел на Надю, а потом тихо сказал.
-Я поставлю вам зачет. По двум причинам. Вряд ли в вашей дальнейшей работе вам понадобится знание физики. Это- вторая причина. А первая и главная- чтобы никогда, слышите, никогда вас не видеть!
Он взял из рук Нади рубильник и перевернул его вверх ногами. С нижней стороны Надя увидела напаянный диод.
Преподаватель был прав.
За долгие годы работы Наде ни разу не понадобилось определить сопротивление диода или что-то подобное.