Если речь заходит о каком-нибудь гениальном математике или профессоре из другой области, то кого вы представите первым делом? Скорее всего, лысоватого и худощавого мужчину в годах. С большими очками и в белом халате, разумеется.
По крайней мере, именно такой образ чаще всего рисуют нам в фильмах и сериалах. Там учёные мужи всегда какие-то субтильные, гладко выбритые, без татуировок и самое главное...мужского пола.
Женщина-учёный — это как «Блондинка в законе». То есть, ветреная девица может стать успешным адвокатом, но это больше исключение из правила. И знаете, реальная жизнь не так уж и далеко ушла от телевизионной картинки.
Действительно ли женщин гораздо меньше в точных науках?
Да, это правда. По данным ЮНЕСКО за 2018 год, во всём мире 28,8% исследователей по всему миру были представительницами прекрасного пола. Получается, что из 10 профессоров и докторов наук только три «докторки» или «профессорки» (феминитивы нынче в моде).
Но почему так происходит? Дискриминацию — как главную причину такого явления, стоит отбросить сразу. Данные же приведены по всему миру, а не только по Ближнему Востоку или странам Азии, где ещё сохраняется несправедливое и неравное отношения к женщинами.
В чём же тогда дело?
Почему девушки не хотят идти в точные науки?
Какие-нибудь нафталиновые шовинисты точно бы сейчас вставили свой пассаж о том, что дамы попросту хуже соображают. Мол, у мужчин с логикой гораздо лучше. А их прекрасные спутницы пусть с детьми занимаются, рисуют, танцуют и вот это всё.
В общем, занимаются педагогикой и искусством.
Самое удивительное, что некоторые женщины до сих пор верят, что не женское это дело — математикой или физикой заниматься.
На самом деле, разницы в наших способностях никакой нет. Нет ни одного исследования, которое бы подтвердило, что женский мозг как-то хуже справляется с задачами на логику, например.
Это полнейший вымысел.
Так в чём же тогда проблема? Как это очень часто бывает — в предрассудках.
Французские исследователи задались этим вопросом. Настолько плотно, что их выборка составила 300 000 человек. Они закопались в тестах PISA. Это такая международная программа, которая служит для оценки образовательных достижений учеников.
Выяснилось, что девочки-школьницы хорошо справляются с математикой. Но с чтением ещё лучше. Поэтому, когда приходит время выбирать ВУЗ, то они идут на филологов, учителей и т. д., вместо физико-математического факультета.
А у мальчиков обратная ситуация. У них всё нормально с чтением, поэтому философский или исторический они бы тоже потянули, но математика у большинства парней идёт чуть лучше чтения, поэтому им кажется, что лучше поступать на программиста.
Даже если история или литература привлекают больше.
Так что же получается?
Первый вывод — у женщин такие же способности в точных науках, как и у мужчин. Никакой разницы в потенциале тут нет.
Вывод второй — поскольку чтение, рисование и другие гуманитарные предметы даются девочкам чуть лучше, то при выпуске из школы они решают поступать туда, где будет проще (как им кажется).
Даже тогда, когда вот этой конкретной выпускнице больше хочется заниматься точными науками и найти лекарство от рака, например.
А у мальчиков обратная ситуация. Им почему-то похуже даётся та же литература. Правда, французы не рассказали, почему так происходит. Как мне кажется, парням в подростковом возрасте это просто не так интересно.
И когда условные Коля, Миша и Саша видят, что математика у них «прёт» лучше, то принимают решение идти на какой-нибудь физмат. Потом многие корят себя за это и уходят в дизайн интерьеров, музыку и другие творческие направления.
Как помочь сыну или дочке выбрать профессию?
Как говорит ВЦИОМ, почти каждый второй россиянин работает не по специальности. И это настоящая проблема. Не только для студентов, но и их родителей.
Кому понравится, что ребёнок теряет 4-5 лет ради профессии, которая ему не нужна? А если ещё и надо платить по 100 000 рублей за семестр, потому что не получилось поступить на бюджет…
Советов будет два.
Первый совет — спросите у своего сына или дочери, что им больше нравится. Не где им будет лучше, как вам кажется, а чем они сами хотят заниматься, что им было бы интересно.
По себе знаю, что родители часто выбирают ВУЗ за своих детей. Из лучших побуждений, но почти всегда заканчивается это плохо. К примеру, мне сказали, что надо идти на юридический.
Мол, это престижно. Я и пошёл, а через 3 года понял, что сидеть в суде и подшивать дела мне категорически не хочется. На юриста всё-таки отучился, но через неделю после получения диплома пошёл поступать на психологический.
А заодно ещё и работать, чтобы оплатить своё второе обучение. Но главное — не деньги. Главное — время. Я бы мог потратить его гораздо меньше, если бы у меня было время понять, что мне интересно на самом деле.
И вот здесь мы плавно переходим ко второму совету.
У американцев есть одна интересная традиция. После школы многие выпускники идут работать, а не поступают сразу в колледж. Например, год работают официантами или волонтёрами.
Зачем? Чтобы примерить на себя настоящую взрослую жизнь. Где ты берёшь на себя ответственность за собственную жизнь, сам платишь по счетам и решаешь свои проблемы самостоятельно.
Раз традиция у них прижилась, значит, через годик вчерашнему школьнику реально легче понять, каким делом он хочет заниматься в этой жизни. Вот тогда уже и в ВУЗ поступать можно.
Может быть, нам тоже начать такое в России практиковать?
Канал о настоящей психологии. Без шарлатанства, магии и банальных советов. Только факты, исследования и наука. Но простым и понятным русским языком.
Расскажу, почему мы такие, как добиться успеха, перестать откладывать дела и где скрывается счастье. Советую подписаться, чтобы не потерять.