Как Православная церковь на протяжении своей истории относилась к отделившимся от неё сообществам? Как вести себя с еретиками? Жить с «заблудшими братьями по вере» в мире или «освятить руку» их побоями?
К сожалению, на протяжении своей истории Православная Церковь очень по-разному относилась к тем, кто по богословским причинам оказался вне её ограды.
В исторической памяти т. н. «монофизитов», представителей нехалкидонских сообществ запечатлены эпизоды преследований, гонений и мучений, которым они подверглись со стороны Византийского государства при участии Православной Церкви.
В 1994 году в брошюре «На пороге унии (Станем ли мы монофизитами?)», посвящённой богословскому диалогу Православной церкви с нехалкидонитами и приуроченной к архиерейскому собору РПЦ, диакон Андрей Кураев и патролог В. М. Лурье писали:
- «…хотелось бы обратить внимание на то, что принятие Шамбезийской унии по сути означает деканонизацию ваших святых и мучеников, пострадавших от монофизитов».
- «Опять – второй раз уже после реабилитации "Отцов-разбойников" – документы нынешней унии попирают кровь мучеников и исповедников: св. Максима с двумя его учениками Анастасиями, св. Папы Римского Мартина и др. - все они пострадали за отказ принять не иное что, а именно исповедание 638 г.».
Но Кураев и Лурье сказавши «а», не сказали «б». «Монофизиты» то страдали не меньше православных. И хорошо бы понять мотивы действий этих самых «монофизитов». Эти еретики «(монофизиты») выросли в условиях, когда из поколения в поколение передавались рассказы (хоть и преувеличинные, но, увы, не лишённые исторических оснований) о жестоких репрессиях, которые от имени Православия были обрушены на них, их родных, их сообщества.
Острое противостояние сторонников и противников Халкидонского собора привело к глубоким ранам на теле Церкви. От рук монофизитов страдали православные мученики и исповедники, от рук византийской армии страдали многочисленные представители «монофизитства».
Патролог и церковный историк Иоанн Мейендорф по этому поводу писал: «В настоящее время, нет сомнения в том, что военное подавление монофизитства в Египте и других местах, навязывание халкидонской иерархии при помощи византийской полиции, частые ссылки действительно популярных вождей египетской Церкви сыграли решающую роль в том, что раскол получил характер национального сопротивления византийскому церковному и политическому владычеству в Египте, Сирии и Армении... (John Meyendorff. Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon: [англ.] // The Greek Orthodox Theological Review. — 1965. — Vol. 10 (2). — P. 16—36.)
Средневековые хроники нехалкидонитов описывают репрессии, организованные Византийской империей:
«Глубокие раны были нанесены Константинополем сирийцам, о чем скорбит патриарх Михаил Сириец (1166-1199), один из известнейших богословов, историков и иерархов Сирийской церкви. Он записал то, что передавало народное предание столетия спустя о мерах императора Ираклия (610-641) после отвоевания Месопотамии. Рассказ при передаче от поколения к поколению, несомненно, дополнялся преувеличениями. Но длившаяся столетия передача его свидетельствует о том, что эти события глубоко запали в памяти сирийцев. Хроника патриарха гласит: «Он (император) отдал письменный приказ повсюду в империи тем, кто не признает Халкидонского собора, отрезать носы и уши, а дома их должны быть разрушены. Эти преследования продолжались долго, и многие монахи... приняли Собор и завладели большинством церквей и монастырей. Ираклий не разрешил правоверным (имеются в виду противники Халкидонского собора) предстать перед ним и не слушал их жалоб о разграблении их церквей. Бог справедливости, который всемогущ... - из-за подлости византийцев, которые всюду, где властвовали, жестоко разоряли наши церкви и монастыри и нас безжалостно угнетали, - привел из Южной страны арабов, чтобы мы, благодаря им, могли спастись от византийцев... В самом деле для нас было большое счастье, что мы (благодаря мусульманам) освободились от жестокости византийцев, от их подлости, от их ненависти, от жестокого фанатизма в отношении к нам, и что теперь у нас есть покой». (Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2004. — 312 с. — ISBN 5-89647-065-7, Стр. 49).
Весьма показательно, что сиро-яковитский патриарх нашествие мусульман называет «большим счастьем», а владычество православных христиан характеризует как «подлость». Подобная ситуация сложилась и в Египте среди коптов. Один из самых авторитетных историков-византинистов XX века, Г. А. Острогорский писал: «коптское население Александрии во главе с монофизитским патриархом Вениамином охотно подчинилось арабам и выражало свою покорность в различных формах, этим еще раз обнаруживая, что они предпочитают арабский гнет византийскому». (Зуттер Э. Х. Христианство Востока и Запада: В поисках зримого проявления их единства. — Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2004. — 312 с. — ISBN 5-89647-065-7, Стр. 50).
При императоре Юстине было организовано гонение против противников Халкидонского ороса. Севир, патриарх Антиохийский (512-518) лидер антихалкидонитов, а с ним около 50 «монофизитских» епископов были отправлены в изгнание. В Сирии все монастыри «промонофизитской» ориентации были закрыты. Сопротивление привело к массовым убийствам и тюремным заключениям нехалкидонитов. (J. B. Bury. History of the Later Roman Empire. Macmillan & Co., Ltd. 1923, pages 373. URL: https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/BURLAT/22*.html)
После Юстина, император Юстиниан инициировал богословские дискуссии с лидерами «монофизитов» для достижения единства на основе догматического компромисса. Одлнако переговоры не имели успеха и император Юстиниан вновь начал преследования противников Халкидонского учения. Новое преследование нехалкидонитов, инициировал Антиохийский патриарх Ефрем (526-545), который для этого задействовал войска (М. В. Грацианский, П. К. Доброцветов. Ефрем // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX. С. 25—32. — 752 с. ISBN 978-5-89572-034-9). Англо-ирландский историк Джон Бьюри, писал об этом: «на Востоке началось новое преследование. Его организовал Ефрем Антиохийский, который действовал как великий инквизитор, и историки-монофизиты рассказывают свои истории о тюремных заключениях, пытках и сожжениях» (J. B. Bury. History of the Later Roman Empire. Macmillan & Co., Ltd. 1923, pages 377-378. URL: https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/secondary/BURLAT/22*.html).
Так, нехалкидонитский хронист Иоанн Эфесский пишет, что один из лидеров «монофизитской» церкви, епископ Иоанн Телльский «умер в результате перенесенных им пыток» в византийской тюрьме (John Eph. Comm. c24). Православная энциклопедия пишет: «В 537 г. в результате совместных действий Ефрема [Антиохийского] и персидских властей был задержан активный монофизитский проповедник Иоанн бар Курсус, епископ Телльский, скрывавшийся на персидской территории, и препровожден в Антиохию, где был посажен в тюрьму и вскоре умер». (М. В. Грацианский, П. К. Доброцветов. Ефрем // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX. С. 25—32. — 752 с. ISBN 978-5-89572-034-9).
В 571 году ввиду растущего влияния антихалкидонитов в столице Константинопольский патриарх Иоанн III Схоластик начал их открытое преследование по всей территории Византийской империи. В числе прочих были арестованы Павел, патриарх Антиохийский, епископ Иоанн Эфесский. изгнанию из монастырей подвергся» епископ Иоанн бар Афтонья. В 631 году патриархом Александрийским стал епископ Кир, одновременно он был назначен византийским императором Ираклием префектом Египта. Ему было приказано урегулировать вероучительные разногласия, не останавливаясь перед применением военной силы, если это будет необходимо. О противостоянии в Египте, Православная энциклопедия пишет: «В 631 г. Патриархом Александрийским стал епископ Кир, одновременно он был назначен визант. имп. Ираклием префектом Египта. Ему было приказано урегулировать вероучительные разногласия, не останавливаясь перед применением военной силы, если это будет необходимо. В. вынужден был бежать и скрываться в разных мон-рях, спасаясь от репрессий. В это время Менна, брат В., был подвергнут истязаниям и утоплен в Ниле. Собственность клириков, которые поддерживали бежавшего Коптского патриарха, была конфискована, многие монофизитские храмы насильственно передали сторонникам Патриарха Кира. В разгар этих событий у границ Египта с относительно немногочисленной армией появился арабский полководец Амр ибн аль-Ас. Арабское завоевание Египта началось 12 декабря 639 г., а 17 сентября 642 г. пала Александрия. Играли ли копты активную роль в завоевании Египта, неизвестно, но очевидно, что они не выступили на стороне Византии» (А. А. Войтенко. Вениамин I // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII. С. 656—657. — 752 с. ISBN 5-89572-010-2.).
Большое число пострадавших от рук византийских властей вошли в месяцесловы нехалкидонских церквей и почитаются как мученики и исповедники «монофизитами». Так, в коптской церкви канонизированы 30 тыс. Александрийских мучеников, пострадавших за сопротивление постановлениям Халкидонского Собора (Е. В. Ткачёв. Канонизация // Православная энциклопедия. — М., 2012. — Т. С. 269—359. — 752 с. ISBN 978-5-89572-031-8.). «В Коптской Церкви наиболее почитаемым исповедником является монах-монофизит Самуил Каламон аль-Мутарриф (Исповедник, † 695), которого гражданские власти Александрии подвергли жестокому наказанию за деятельность, направленную против насаждения халкидонизма при патриархе Кире». (Е. В. Ткачёв. Исповедники // Православная энциклопедия. — М., 2011. — Т. XXVII — С. 605—615. — 752 с. ISBN 978-5-89572-050-9.).
Так в ком же больше отсутствовала «христианская любовь» — в православных или в еретиках? Может и сегодня многих людей от Церкви отпугивают громкие лозунги «сжечь всех «еретиков» и «экуменистов»?